Глава 19
1. Любите и принимайте своего ребенка таким какой он есть, но стремитесь к развитию. Эмоциональный контакт с родителями, физическая близость, умение успокаивать, разговаривать. Играть на руках, зрительный контакт, доверие, близость, разглядывание друг друга, чтение стихов, сказок(Холдинг терапия, принятия своего ребенка)
2. Присоединение к жизни и играм ребенка. Как бы вам не было удобно, ребенок не должен оставаться наедине с самим собой больше получаса. Даже если ребенок просто сидит и ставит один кубик на другой, сядьте рядом и подавайте ему кубики, озвучивайте, называйте цвет и хвалите ловкость вашего малыша. Сделайте совместные игры интересными для ребенка, используйте его увлечение мячиками или поездами. Больше тактильных игр, игр с водой, крупой, пластилином. Комментируйте все что видите и делает ребенок (Присоединение, игры)
3. Сделайте мир ребенка безопасным. Если ваш ребенок явно чего то не любит или избегает, не вызывайте сознательно его негативной реакции: не берите с собой в магазин, не включайте кофеварку при нем. Но постепенно, вводите что то новое или не любимое если это вам важно. Действуйте медленно, поощряйте попытки и хорошее поведение, помогайте сделать первые шаги, будьте физически рядом и чаще хвалите. (Истерики, капризы )
4 Сделайте жизнь аутенка предсказуемой. Что бы жизнь стала для ребенка понятной и не страшной, придерживайтесь режима, постепенно вводя новое. Введите обязательные процедуры перед сном, перед занятиями, старайтесь говорить односложно и одинаково, старайтесь делать действия по самообслуживанию в ожидаемом для ребенка порядке. (Страхи, ритуалы)
5. Сделайте жизнь ребенка интересной, внесите в нее обучение новому. Занятия, игры, сравнение предметов. Начните с простого научите ребенка сидеть и садиться на стул, затем смотреть на вас это вам очень пригодится в будущем. Занимайтесь как можно чаще, чередуйте интересное для ребенка с новым. Занятие должно быть успешным для ребенка. Усложняйте, подсказывайте и хвалите любую попытку выполнения, но постепенно убирайте подсказку и похвалу едой. Обязательно переносите знания полученные за столом в жизнь. (АБА )
6.Используйте любую мотивацию вашего ребенка в его обучении, провоцируйте желание вашего ребенка что то получить, используйте мультфильмы, любимые игрушки, еду, ласку для того что бы обучать своего малыша. Используйте для этого любую возможность в течении дня, когда ребенок хочет к вам на ручки, или смотреть мультик, перекусить, попить. Попросите что то показать или сделать взамен. Помогите, похвалите, наградите. (МБА)
7. Поощряйте хорошее поведение и снижайте частоту плохого поведения. Все что поощряется обязательно повторится. Все что не награждается сойдет на нет. Используйте желанный вид поощрения непосредственно в момент правильно поведения или действия. Игнорируйте не правильные действия. (Поведение)
8. Когда ребенок научится сидеть, смотреть, концентрироваться начинайте учить имитации сначала с предметами покатать, постучать, кинуть, потом переходите к команде сделай как я (похлопать, показать пупочек, глазки, ушки, коленки, животик, похлопать, попрыгать, покружиться, помахать и т.д.) Научившись копировать ваши движения можно переходить к имитации мимики лица, высунуть язык, открыть рот, улыбнуться, да и нет головой и т.д. (Имитация)
9. Сравнение простых предметов, одинаковые пары предметов, подобные пары картинок, картинка и предмет, слово слово. Картинка-слово, не идентичные предметы по одному признаку, похожие предметы…Это подготовит ребенка к чтению и более сложным играм. (Сравнение)
10.Расширяйте словарный запас ребенка. Выберите несколько предметов которые знает ребенок и может взять в ручку. Обучайте каждому предмету отдельно. Потом чередуйте предметы используя команду возьми, покажи или дай. Уберите вскоре подсказку рукой или взглядом. Все движения на имитацию необходимо также закрепить и выполнять только по команде голосом. Команда покажи, дай, принеси, положи, возьми, сложи, выключи, включи, закрой, открой так же тренируются только голосом, таким образом помогая ребенку понимать все больше команд и слов. Научите ребенка подходить к вам, обнимать вас, целовать, гладить. Это очень приятно и полезно! (Команды, просьбы)
12 Начинайте с простого, чаще помогайте и хвалите, вовремя награждайте, пресекайте попытки уклониться, делайте процесс интересным, обучайте новому и закрепляйте старое. Чередуйте в свободном порядке все выученное, помогайте физически, хвалите сначала едой, потом просто одобрением. Постарайтесь не давать дополнительных подсказок ребенку взглядом или жестами. Снижайте постепенно подсказку. Давайте ребенку больше времени на выполнение, повторите команду или используйте минимальную помощь в случае не выполнения. Если что то не получается сделайте шаг назад и помогите. Ситуации, расстояние, место в котором дается команда должны меняться. Используете чаще помощника, тогда учитель может показывать и давать команду, а помощник быть руками ребенка. (Общие правила)
13. Что бы продвинуться в звуках и речи научите ребенка сначала имитировать, указательному жесту и просьбам. Научите ребенка игре ты мне я тебе(МБА терапия) и тренируйтесь в течении дня видя любую мотивацию у аутенка. Поощряйте любые звуки, имитируйте, просите любого звука за желание ребенка. Говорите просто и четко. Используйте жесты, карточки, картинки чтобы продвинуться в речи. Привлекайте ребенка к словам, буквам, чтению.(Речь и первые звуки)
14. Чтобы научить самообслуживанию давайте больше свободы, разбивайте на маленькие задачи то что нужно сделать и помагайте физически научиться и быть успешным. Хвалите и подбадривайте ребенка. В горшочном деле также поможет поощрение и похвала, будьте последовательны, терпеливы. Подлавливайте и хвалите. Подловив-награждайте.(Горшочные дела и самообслуживание)
15. Не забывайте хвалить себя и ребенка. Чаще подводите итоги и оценивайте достижения(Тест Атек). Записывайте видео и видите записи ваших достижений. Живите полноценной жизнью, не забывайте общаться и радоваться жизни. Ищите помощь, помощников, детские сады, нянь, воспитателей, других с такой же проблемой. Верьте в успех и никогда не отчаивайтесь!
ЧТО помогло нам. Все. Лучше чем ничего, все в какой то степени двигало нас вперед. Гуглите, ищите новые знания и возможности, я прочитала сотню книг и множество форумов, жаль не владею английским…Читайте, общайтесь, делитесь информацией. И вы найдете свои методы и способы помочь вашему ребенку.
Аутизм как КЛУБОК, ниточка к ниточке, тянем одно и подтягиваем другое. Вытягиваем третье. Это ежедневная, кропотливая работа, которую могут делать только родители, специалисты хорошо, но ни каких дефектологов и логопедов не наймешь на все свободное время ребенка. Только мамин труд и папина поддержка, помощь бабушек и специалистов. Много книг, информации, занятий, а главное любовь и принятия. Вера мамы и мамина самоотдача!
Работающий мозг вашего ребенка-это очень хорошо, это главный залог успеха. А уж кто как его будет стимулировать зависит от многого, делайте все что подсказывает вам сердце, но будьте осторожны при выборе лекарств и даже витаминов. Помагать ребенку на физическом уровне очень важно, потому что если ребенку плохо он вряд ли захочет учиться новому, решить проблемы с кишечником, чувствительностью, сенсорные проблемы желательно в первую очередь!
Точно помогут, по-моему мнению:
-безусловная любовь и вера в успех ребенка
-спокойствие в семье, целеустремленная, но умеющая отвлечься и отдохнуть мама
-тактильное и эмоциональное сближение с родителями (поглаживания и объятия, беготня, возня)
-новые впечатления, поездки, общение с детьми и посторонними взрослыми
-приятное времяпрепровождение, совместная деятельность, игры
-приятное разнообразие в занятиях и стабильное однообразие в быту
-МБА занятия в течении дня и хоть какие-то занятия за столом(рисование, лепка)
-сенсорные игры, физическая активность, бассейн, море, все что ребенку нравится, но вместе с вами
-помощник или специалист с которым ребенку интересно
-хоть какие то правила и ограничения, которых придерживается вся семья
-здоровое полноценное питание и питание организма натуральными витаминами, свежий воздух, минимум медикаментов,
-самостоятельность ребенка и его успешность в новых умениях
-меньше свободного времени, больше умственной деятельности
-меньше мультиков, компьютера, больше прогулок
-физические упражнения и развитие эмоциональной сферы
-меньше жалости к ребенку и себе
-ПРИНЯТИЕ и ОПТИМИЗМ!
Вот то что мы делаем на данный момент, наш примерный распорядок дня:
-диету как таковую мы не поддерживаем, но у нас ограничено сладкое, мало мучного. Наш основной рацион: каши, крупы, мясо, немного овощей и очень мало фруктов(не перевариваются), сущеный ананас и курага особая «вкясняшка». Пока остались покупные соки разбавленные водичкой, но стараемся их давать реже.
-занятия за столом у нас 30-50 минут, в основном мы играем и занимаемся всем понемногу. Учимся показывать картинки по образцу и только по голосу. Режем, лепим, рисуем, собираем, втыкаем, переливаем, показываем, даем, раскладываем, ищем пары и т.д За столом можно ввести что то новое, пазл, игру, карточки, лото, цифры, буквы и т.д. В жизни сын смотреть и играть во многие игры пока отказывается. Занятие начинается и заканчивается интересным. Материалы и задания меняются часто, что бы ребенок не заскучал, сложность наращивается. Поощрение почти не использую, несколько шариков сухого завтрака за все занятие, при потери интереса или успешном выполнение. Но использую мыльные пузыри за имитацию и в качестве развлечения. Предлагаю любимые задания чтобы разбавить более сложные или неинтересные.
-имитация мы проводим 2-3 раза в день и в течении всего дня, всегда когда сын чего то желает. На таких мини-занятиях с папой, мамой и с обоими родителями мы многое успеваем выучить или повторить. Зарядка, повторение действий с руками, пальцами, части тела, приносить предметы, катать, пинать, кидать, чистить зубы, вытирать руки полотенцем . РЕЧЬ. Повторение за нами звуков и слогов которые сынок уже знает И т.д. Так же в течении дня если сынок куда то нас тащит или что то желает, он должен что то сказать или сделать. Если тянет то сказать мама или папа. Если просит предмет или сок сказать дай, если не знаем что просит указать, если клянчит вкусности то выполнить что то из имитации.
-терапия объятий у нас тоже очень приятная и адаптированная под нашего сына. Играем ручками, ножками, показываем части тела. Разыгрываю сказки, пою, читаю стихи, рассказываю потешки. Щекочу, делаю что то интересное своими руками и руками сына, в последнее время добавилась музыка Железновых и книжки. Занятие проходит примерно час и не всегда ребенок плачет и сопротивляется, чаще всего мы приятно проводим время.
-горшок, приучаем к самостоятельности: снимать и одевать штанишки, ставим горшок на пол во время процесса, ставим горшок на видное место и провоцируем чаще просится самому, самому раздеться и стоя сделать свои дела. Поощряем теперь только новые усложнения.
-усложнились игры: тележка, машинки, поезда, юла, книжки, большой мяч, штанга для висения, мягкие игрушки, фрукты, звери, резиновые игрушки, посудка, куклы, собачка и т.д Много деревянных игрушек на логику и головоломок, пазлов, бумажных лото и развиваек. На улице и дому рука в руку учим ребенка играть. Толкать, катать, увлекаем все новыми и новыми играми с нами. Свободные игры немного расширяем, предлагаем например туннель для поезда или прячем и находим вагончики. Присоединяемся, не мешаем кучковать, но вносим и свои варианты.
-тактильные и сенсорные игры занимают прочное место в нашем расписании: подкидывания, щекотушки, догонялки, ку-ку с щекоткой, прятки и игра в шалашик из одеялка. Перевороты, полеты, подпрыгивания, обнимания и целования, дуракаваляние! Частенько разрешаем сыну играть с мукой, крупой, водой, льдом, красками, рвать бумагу, перебирать, разбрасывать и мусорить в нашем доме вместе с нами и под нашим чутким руководством. Катаем сына в одеяле как на качелях, он часто требует эту игру и приносит плед. Прыгаем в кресло мешок вместе и по очереди, догоню-догоню, убегу-убегу и т.д идет все лучше. Уровень годовасика освоен!
-общение с нами и другими взрослыми наш основной приоритет, няни, бабушка, хождение в гости, на улицу, на детские площадки, в игровые комнаты происходит максимально часто. Тормошим сына на сколько это возможно, просим целовать няню и бабушку, показываем как играть правильно и как играть с другими.
-эмоции и нервная система: часто подходим с сыном к зеркалу. Ищем там Максима. Часто называем по имени и показываем сыну различные фото с собой в главной роли(очень любит такой альбом и специальное лото из наших и своих фото). Массаж, поглаживания, ласки, изучение частей тела. Тренируем нервную систему, все чаще говорим нет там где это для нас важно и игнорируем плохое поведение. Предлагаем сыну сделать еще одну попытку если что то его расстроило и не получилось, но вместе с нами или с небольшой помощью, подсказываем что можно попросить помощи. Все чаще занимаем сына и не даем ему скучать и расслабиться, при странном поведение отвлекаем и предлагаем приемлемое.
-глобальное чтение, методика Домана, занимаемся три раза в день, три комплекта по 15-20 слов, слова перемешиваем. Периодически меняем и добавляем новых, слова пока у нас идут значимые для ребенка, самые ходовые или интересные. Раскладываем карточки на полу в разных комнатах, выкладываем загадочные маршруты, прячем карточки со словами на предметах или под, прыгаем и летаем над ними. Четко громко озвучиваем ту карточку на которую смотрит или трогает ребенок. Хвалим за просмотр, радуемся началу занятия и процессу.
-режим дня: установили четкий распорядок дня и придерживаемся его даже в выходные дни. Подъем в пол восьмого. Дневной сон в час дня(засыпает в два, спит ровно три часа). Ночной сон с 10 вечера. Занятия. Игры, имитация, просмотр слов, еда, объятия и т.д, все примерно в одно и то же время, плюс минус. Гуляем в зависимости от погоды. Плохое поведение предвидим, магазины вызывающие истерику обходим стороной, в гости берем свой ДВД и свои вкусности.
-Речь. Тренируем при любой возможности. Медленно и четко комментируем все вокруг, книжки, картинки, предметы. Все больше требуем ответа на свои реплики: где люстра и часики, принеси мячик, поцелуй меня, покажи где бабочка. Пополняем пассивный словарь. Поощряем лепет и повторение. Имитируем многое что лепечет сын. Радуемся вместе с ним. Из тех звуков что у сына получается составляем похожее слово и применяем его по смысловому назначению. Ла-ла, это и песня или ляля. Мама и папа заставляем говорить если сын нас куда то тянет, дай если просит что то. Стимулируем речь новыми эмоциями, яркими впечатлениями и комментариями. Так как нарушено слуховое восприятие планируем заняться данной проблемой в ближайшее время…
-Мамотерапия, очень поддержала меня в сложный период регресса и вообще позволяет мне видеть хорошее. Я никогда не записываю ничего плохого в свой дневник, зато очень старательно записываю все положительные изменения, даже незначительные улучшения!
Внимание! Я не принуждаю никого заниматься теми терапиями которые мы выбрали для своего сына. У нас свой путь, мы никому не навязываем следовать нашему опыту, он слишком мал! Моя жизнь отличается от вашей. Мой ребенок не похож на других детей, так же как и ваши дети очень индивидуальны. У вас своя дорога. Но если вы дошли до финала моей книги, то нам скорее всего по пути.
Я не считаю что делаю что то особенное, я не трачу много времени и денег, я наверное могла бы делать даже больше. Но стараюсь распределить свое время для всех, находить время на себя. Мне безумно трудно отвлечься от аутизма, он засел в моей голове и преследует меня днем и ночью, подталкивает читать, искать, делать, думать, пробовать. Минуты без аутизма бесценны для моей психики.
Мне также трудно успевать все, я не суперженщина, у меня бывают упаднические мысли и настроения, у меня часто не вымыта посуда и я уже не помню когда выгуливала своего лабрадора по лесу, я начала иногда покуривать, после 5 летнего перерыва… Но у меня есть замечательный муж, прекрасный ребенок, планы на будущее, интересы и хобби, имеются перспективы. Все будет хорошо, по крайней мере я точно знаю что буду бороться и сделаю все возможное!
У нас как всегда грандиозные планы и высокие планки: мне хочется начать обучение карточкам РЕСS, дабы улучшить коммуникативные навыки сына, собираемся поднажать с речью вообще. Записались на занятия Монтессори и в детскую развивай ку к обычным деткам, но чуть младше нас. Хотим посетить логопеда и специалиста по слуху, планируем попасть на терапию Томатис, рассматриваем еще несколько вариантов помощи. Собираемся активнее заняться сенсорной интеграцией. Планируем сменить место жительство, давно хотели, но откладывали, а теперь видим что время пришло, да и проще будет в дали от праздноинтерисующихся и сочувствующих, появятся новые перспективы и возможности развития…
Мне очень хочется что бы наша дорога принесла пользу другим встающим на этот сложный путь-мы боремся с Аутизмом, присоединяйтесь!
Вот еще несколько советов на закуску:
— Измените свое отношение к ребенку, он вам ничего не должен, он такой какой есть, самый лучший и замечательный. Мы наших аутят менять не будем, мы будем их любить и обучать
— Следите неперенасытился ли ваш ребенок. Не настаивайте. Не навязывайте. Будьте просто рядом, делайте что то вместе с вашим ребенком, копируйте малыша, играйте в его игры.
-Используйте все что любит ваш ребенок для занятий и совместных игр. Не ругайте ребенка за странные игры, присоединитесь или отвлеките. Сделайте такие игры более интересными, общими, более похожими на игру.
-Если ваш малыш плохо ведет себя в магазинах или на улице, постарайтесь не ходить в эти места. Ограничьтесь своим двором или одним и тем же маршрутом, постепенно добавляя новые впечатления.
-Пусть жизнь ребенка будет подчинена режиму, распорядку дня, но насыщена комментариями, общением, приятными впечатлениями.
— Что бы спровоцировать ребенка на контакт глазами, чаще подносите еду и игрушки к лицу, чаще разговаривайте, комментируйте, слушайте музыку.
-Что бы развить речь чаще пойте и разговаривайте с ребенком, изучайте слова и карточки, комментируйте, объясняйте.
-Что бы продвинуться в самообслуживании меньше делайте за ребенка, но больше помогайте и хвалите вашего ребенка в его попытках.
-Что бы продвинуться с горшком. Не ругайте, приучайте к процессу, месту, действию постепенно.
-Что бы сблизиться с ребенком и наладить контакт, больше обнимайтесь, больше тактильных игр, игр в прятки, совместного времяпрепровождения и разговором.
-Станьте источником интересного, не выдавайте желаемого просто так, требуйте что то взамен и тогда обучение пойдет намного быстрее и проще. ТЫ МНЕ Я ТЕБЕ.
-Будьте принципиальны в ваших требованиях и игнорированиях, говорите нет и нельзя там где это принципиально, не меняйте день ото дня правила, не выдавайте желаемого не заслужено!
-Будьте терпеливы и последовательны в развитии ребенка. Лучше меньше да лучше. Не ждите быстрых побед, лучше приятно удивиться, чем сильно разочароваться.
-Никогда не сравнивайте своего ребенка и идите своей дорогой и со своей скоростью.
-Если что то не получается, сделайте шаг назад или отложите на время новое умение.
-У ребенка тоже может быть плохое настроение и плохой день. Не отчаивайтесь если что то идет не так. Подумайте, внесите изменения. Хвалите чаще себя и ребенка.
-Пробуйте новые терапии и методики, старайтесь сделать все возможное чтобы внести в вашу с ребенком жизнь надежду и новый знания. Общайтесь с другими семьями которые проходят или уже прошли через такие же трудности.
-Записывайте все, что вы делаете с ребенком, фиксируйте изменения, делитесь опытом и ищите новые знания. Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую время и думайте о проблемах по мере их поступления.
-Верьте в успех, ваш ребенок обязательно научится множеству вещей, вы будете им гордится!
Помните, что только вы и ваш ребенок выбираете методы которые вам пойдут и помогут и то что помогло другим может быть для вас не эффективным. Еще раз повторюсь, но хуже бездействия не может быть ничего, я периодически читаю форумы и вижу очень много упущенных детей. Любите своих деток, играйте с ними, обнимайте, гуляйте, ездите на море и радуйтесь вместе мелочам. Водите на занятия и занимайтесь сами, общайтесь с подружками и ищите компанию детей для своего ребенка. Просите помощи, ищите помощь и новые знания. Главный наш козырь-возраст детей. Не упустите время!
Максимушка, ты моя лучшая инвестиция, сейчас я вкладываю в тебя все что могу, не жалея сил и времени…Ты научил меня терпению, научил ценить маленькие победы и радости, которые другие не замечают. Ты заставил меня оглянуться вокруг и увидеть мир другими глазами. Ты научил меня быть сильнее, дал мне мудрости, смелости, научил меня бороться за тебя. Ты научил меня принимать жизнь и радоваться мелочам. Ты научил меня любить на другом уровне, хотя я не знала что способна на это. Ты сделал меня лучше. Больше всего на свете я горжусь своей семье, своим сыном, самой собой за то что не опустила руки и медленно иду к намеченным целям. Все лучшее, что во мне было, родилось 4 марта 2011 года, в день когда родился мой сын!
Когда кажется, что в жизни все рушится, начинайте думать о том, что построите на освободившемся месте.
Не смотрите по сторонам. Смотрите под ноги. Главное шагайте.
Вы тоже сильнее чем кажется. У вас обязательно получится. Главное начать. Силы появятся по мере достижения цели. Верьте в себя и своего ребенка!
Предыдущая глава: ИТОГО или наши шаги и успехи помесячно. Следующая глава: Общие рекомендации или последние напутствия
У нас всё потихоньку движется. А вот с едой огромные проблемы. Ребёнок ест только несколько блюд, только моего приготовления и только дома. Где можно почитать о том как с этим справиться?
Простите. У нас тоже адская проблема с едой.мой уже 4месяца(после года и двух) почти ничего не ест… Если Вы нашли какую-то информацию или специалиста, напиши не мне пожалуйста!!!
Проблема с едой решается у деток на БКБГ диете и Тенториуме. Пищеварительные проблемы типичные при аутизме. Они корректирются на витаминах одними из первых. Аппетит, стул, ферментация. Главное что можно многое убрать неполезного, у нас например фрукты не усваивались, легко их убрала, знаю что в медовых драже есть все аминокислоты и все что нужно!http://stopautism.ru/коррекция/тенториум/
89990954316
Не могу вам подсказать конкретно по вашей проблеме, так как у нас нет явной избирательности с едой, но знаю что это один из признаков и проблем аутизма. Очень важно чтобы именно дети с ограниченными пищевыми пристрастиями получали витамины и аминокислоты из других источников. Ну и БКБК диета для вас могла стать резким толчком в развитии.
Диета? это вообще невозможно. Он не будет есть тогда вообще!
Тогда только витамины. Мы сами тоже не на диете, но за счет витаминов и медовой терапии улучшился стул, сон, поведение и настроение. Общее развитие пошло вперед! Я вижу что теперь мой ребенок может есть в принципе все, небольшое возбуждение вижу только на хлеб.
Наталья, а витамины Вы какие даете? И аминокислоты как давать?
Витамины я считаю играют одну из ролей в нашем восстановлении, мы навитаминно-медовой терапии больше года и я вижу как улучшается и учится намного лечше мой ребенок и на конкретные витамины и на их утсуствие реагирует по разному. Считаю что без фундамента, если не убрать физические проблемы, ребенку обучаться спонтанно очень трудно! Почитайте тут, там есть ссылки дальше http://stopautism.ru/коррекция/тенториум/ Аминоксилоты как и все что необходимо для роста развития, имунитетами, борьбы с вирусами, стимулирования мозга и ит.д. Есть в этих витаминах. Все усваивается, потомучто переработано и ферментировано пчелами и саморегулируется в организме. Принося максимум пользы!
9169222605
Заказ;))
89031030582
Просьба перезвонить 9854509206
Спасибо большое, что делитесь опытом!