Глава 17
Не возможно предугадать как быстро ребенок освоит навык или новое задание, какие трудности будут именно у вас, в каждом конкретном случаи. Начать труднее всего, но проблемы будут не только в начале но и на протяжении вашего роста и развития. Это неудивительно, все меняется, ребенок растет, задания усложняются. Вам еще не раз придется решать маленькие трудности на пути взросления вашего ребенка. У вас наверняка как и у меня не все будет идти гладко, будут плохие дни, или даже несколько плохих дней. Что то пойдет не так, застопорится или ваш ребенок поймет что то не совсем так как вам бы хотелось и надо будет переучивать и что то менять.
Будьте терпеливы к себе и ребенку, станьте менее критичны, не опускайте рук. Преодолевайте, подумайте как вы можете изменить ситуацию? Никто не говорил что будут только победы и движение вперед. Трудности еще не раз случатся, ребенок растет и у него тоже может быть плохое настроение. Не забывайте хвалить ребенка и помогать ему. Не забывайте хвалить себя, как это не странно звучит! Обязательно ведите дневник, тетрадку или какие либо записи где вы сможете увидеть динамику, прогресс. Возможно не каждое занятие будет приносить победы и моральное удовлетворение. Не отчаивайтесь. Москва не сразу строилась! Когда пройдет время ваши успехи будут очевидны, снимайте на видео, рассказываете чему научились мужу или бабушке. Время от времени пересматривайте свои записи и видео, тогда прогресс или ошибки будут очевидны.
Подпитывайте свой интерес к занятием новыми знаниями, прочтением интересных книг по теме, общайтесь с мамочками на форумах, делить успехами с другими и спрашивайте совета. Не забывайте менять и усложнять задания, покупать новые игрушки и материалы для занятий, ставить себе цели и радуйтесь их исполнению. Награждайте себя так же как и ребенка, ведь не только он работает, вы тоже заслужили поощрение. Поход в кино? В любимый магазин? Научились горшку -это великий праздник, пусть муж сводит вас в ресторан, где вы побудете только вдвоем. Цените то хорошее чего вы добились вместе с вашим ребенком. Научите своих близких основам АБА и МБА -терапии, это очень поможет вашему ребенку и вы сможете контролировать и поддерживать друг друга.
Измените свое отношение к ребенку. Ваш ребенок не виноват, что не оправдал ваших надежд, что болен аутизмом, что много не умеет и отстает от сверстником. Проблема у вас в голове. Не требуйте от ребенка слишком много, не злитесь, не сравнивайте, измените свое отношение к малышу. Вы знаете чему учить, как учить, что можно предпринять для решения возникающих проблем. Думайте позитивно. И тогда хорошее обязательно случится, а трудности разрешатся.
Что бы плохое поведение проявлялось как можно реже сделайте жизнь своего ребенка интересной и насыщенной, ведь если ребенку скучно, вероятнее всего он закапризничает и станет вести себя плохо. Обучайте ребенка новым играм и знаниям, тогда он будет все более смышленым и понятливым. Предвидьте плохое поведение своего аутенка и не дайте ему случиться. Если вы знаете что в магазине ребенку станет хуже, найдите возможность отвлечь его или пойти за покупками без ребенка.
Если все таки на пути ваших занятий что то не заладилось, разладилось и застопорилось? Подумайте о причине неудачи. Может ребенок устал от этого задания? Может ему не интересно поощрение? Измените награду, смените задание, больше помогайте и хвалите, или наоборот дайте больше самостоятельности…
Возможные причины неудач:
1 Способен ли ребенок выполнить это задание?
2 Помогаете ли вы ребенку?
3.Нравится ли ему поощрение?
4.Нет ли отвлекающих факторов в комнате?
5.Здоров ли ребенок, устал, хочет спать?
6.Занятие слишком долгое, неинтересное, сложное, легкое?
7.Ребенок предвидит неудачу?
8.Ребенок хочет выполнить по-другому?
9.Вы в плохом настроении и у вас нет желания?
10.Ребенок требует вашего внимания плохим поведением?
11.В прошлом плохое поведение привело к нужному ребенку результату?
Подумайте что в поведение вашего ребенка вас не устраивает, нарушает покой, мешает, беспокоит? Определитесь с проблемой, обязательно подумайте, что приводит к плохому поведению, ПРЕДШЕСТВУЕТ и только потом решайте как в этой ситуации действовать.
Не можете спокойно есть, купание ребенка пытка, укладывание занимает много времени и нервов? Помните, что поведение повторяется если оно поощряется, нежелательное поведение чем то закрепилось. Подумайте, не уделяете ли вы много своего внимания ребенку, когда он ведет себя не правильно? Что можно предпринять чтоб сделать поведение приемлемым?
Самое лучшее и банальное не обращать на ребенка внимание, если он ведет себя неправильно. Если ребенку не угрожает опасность и вы не в публичном месте, игнорирование лучший выход. Ребенок привык, что если он заплакал то все его кинуться утешать, давать сладости и играть с ним. Любой ребенок так делает, но аутисту еще не объяснишь, не заманишь дальними перспективами и невидимыми наградами. Тут поможет ваше постоянство и терпение, ну и конечно МБА. Если ребенок убедится в том, что получит поощрение только за выполнение задание или хорошее поведение, корректировать плохое поведение станет намного проще. Плохое поведение -игнорируется, хорошее поощряется. Ребенок обязательно сделает правильный выбор!
Проявите твердость, это совсем не просто смотреть как рыдает ваш малыш, игнорирование конечно же не понравится ребенку, возможно он станет еще громче кричать и обязательно предпримет попытку привлечь ваше внимание чем то новеньким. Для начала можете попробовать вообще выходить из комнаты. Надо просто подождать, потерпеть, это не продлиться очень долго.
Очень важно лишить поощрения негативное поведении, а подкрепление наверняка имелось, даже если не осознано. Возможно вы даете сладости что бы ребенок не плакал или включаете мультики, что бы ребенок не буянил и не мешал, дольше читаете ребенку книжку если он не желает спать, утешаете, подкармливаете, переключаете его плохое поведение играми, все это помимо вашего желания закрепляет нежелательное поведение. ПОМНИТЕ: Поощрения должны выдаваться за хорошее поведения и выполнение заданий!
Наказание-это лишение того что ребенок желал или имел. Или применение к ребенку того что он не любит, что ему неприятно. Если ребенок ведет себя неправильно за столом или неподобающе играет с игрушками, необходимо на время лишить его поощрения, например забрать тарелку, но тут же вернуть. Просто обозначить что тарелка с едой или карандаши мама заберет если ребенок продолжит кидаться и неправильно себя вести. Надо показать ребенку, что плохое поведение не приведет ни к чему хорошему. Если ребенок бьет себя или плюется, примените к нему то что ему неприятно, остаться одному, громкий звук, хлопок перед лицом и т.д. Применяйте наказание соразмерно поступку и необходимости. Будьте постоянны и тверды там где ребенку или окружающим угрожает опасность!
Можно установить ребенку тай-маут, 1-5 минут, отнести ребенка в манеж или другую комнату, главное оставить одного, просто увести с того места где проявлялось негативное поведение, при этом максимально игнорируя ребенка. Это применимо в ситуации когда нежелательное поведение повторяется регулярно и ребенок знает что к нему могут применить тай-маут. Например если ребенок балуется с едой, плохо ведет себя за столом, можно сразу после инцидента лишить ребенка своего внимания и пищи, вынести его из комнаты на короткое время, а самим продолжить ужин или обед. Скорее всего ребенок поплачет и захочет вернуться туда где еда и интересно. Необходимо чтобы плохое поведение не повторилось, поэтому помогите ребенку успокоиться, показать как правильно надо себя вести, похвалите его поведение когда он вновь начнет кушать. Если ребенку нравится быть одному в своей комнате, и он не воспринимает тай-маут как наказание- вы должны выбрать другое помещение или стратегию.
Какое бы решение вы не приняли для устранения негативного поведения, придерживайтесь его какое то время всей семьей. Обязательно поддерживайте друг друга и будьте едины, вам понадобятся все силы чтобы переждать шторм. Предложите альтернативное поведение вашему ребенку, помогите, научите. Покажите что за хорошее, правильное поведение обязательно будет награда и поощрение. И оно обязательно повторится вновь!
Приведу наши примеры у вас должен быть свои трудности и свои особенности, но принцип понятен: есть проблема, ее можно решить множеством способов, чаще всего с аутистами помогает игнорирование и поощрение. Если действие которое корректируете не желательно, то подумайте, что вашему ребенку не приятно и отучайте с помощью этого от негативных действий, например если ребенку не нравится громкий звук, пищите игрушкой каждый раз как сын бьет себя или плюется, если вы хотите чему то научить ребенка, например одевать сандалики, используйте любимое лакомство или другое поощрение, делайте действие руками ребенка. Постепенно помогая все меньше и .т.д.
Наши трудности и их решение:
1.Ест руками, ест из наших тарелок, ест с разных стульев, за столом ребенок хочет есть все и у всех, лезет в чужие тарелки, за лазит на коленки, садится на все стулья по очереди и мешает есть всей семье. Сначала пробовали просто наказывать и уносили в манеж, а сами если. Не помогло. Стали есть тоже что и сын, но Максиму нравилось именно сам процесс смены стула и тарелок. Теперь всю еду кроме тарелки и кружки сына убираем в недосягаемость, при попытки сесть к нам на коленки и есть нашу еду, просто пересаживаемся или встаем, его тарелку отодвигаем чтобы не дотянулся, получается смена места лишает еды, ребенок возвращается на свой стульчик и получает обратно тарелку. Помогло, теперь есть стало намного проще.
2.Кидания предметов во время занятия, перекладывания предметов-игнорирую, стараюсь не поднимать выкинутое, а дать такой же предмет, чтобы занятие не прерывалось и не поощрялось не выполнение инструкции, физически помогаю сделать правильную манипуляцию с предметом, вместо перекладывания и выкидывания. Следующим упражнением даю более любимое или легкое чтобы не потерять интерес к занятиям
3.Часто держал пальцы во врту, теребил язык, губы…Физически убирали руки изо рта и клали их на колени. Ввели команду руки, убери руки и требовали исполнения. Если не выполнялось то помогали физически. Чтобы руки были больше заняты вкладывали мелкие предметы, со временем смогли отказаться от коляски и стали ходить пешком, в коляске больше всего ребенок был не занят и занимался аутостимуляцией.
4.Просится на ручки(15 кг),с трудом ходит ножками, часто капризничает и падает на пол, пытались садится отдыхать, оставлять плакать и не обращать внимание, не помогало, на улице опасно и желания меня догнать у ребенка никогда не было, скорее наоборот убежать подвергая свою жизнь риску. Помогло МБА, теперь за то что бы мама взяла на ручки сыну приходится что то сделать, н-р прошу похлопать в ладоши тогда возьму на руки. Эффект потрясающий, хлопать сынок хочет еще меньше и продолжает идти ножками, сам, это его выбор. Либо хлопает и заслуженно едет на маме несколько метров!
5.Не хотел заниматься АБА в самом начале, не хотел сидеть за столом. Тут мы интуитивно все сделали правильно, просто играли, развлекали, хвалили, кормили и т.д. Поправляли позу физически, хвалили за то что сидит правильно, что садится сам на занятие, что смотрит на нас, что откликается на имя. Увеличивали время и число занятий, были веселы и доброжелательны, чередовали любимые и новые занятия, легкие и сложные, везде помогали и требовали только то, что может выполнить ребенок и где можно ему помочь. Интересно и успешно дня сына начинали и заканчивали занятие.
6.Не хочет выполнять инструкцию или задание, тогда предлагаю ребенку поощрение, например показываю что дальше будут пузыри. Необходимо часто менять материал, усложнять, добавлять новые и интересные занятия, быть последовательными и требовательными, игнорировать неподобающее поведение, делать вместе с ребенком даже если он не хочет и хвалить результат. Показать любимую игрушку или еду, чтобы про стимулировать выполнение инструкции которая застопорилась. В любом случае доделать упражнение пусть и физической помощью и только тогда продолжить занятие.
7.Не хотел выходить из коляски, наша проблема с полутора лет. Решали ее несколькими этапами, сначала сделали прогулки более интересными, привозили сына в самые любимые места и только там предлагали выйти. Потом постепенно перестали брать коляску если шли в садик или не на дальнюю прогулку, потом стали чередовать коляску и прогулки пешком. Постепенно все больше двигаясь пешком. В дальнейшем просто спрятали коляску, не оставив выбора. На улице иногда брали на руки, но в целом научили сына ходить именно за руку и на дальние расстояния.
8. Проблемы с засыпанием, разговорчики и игры в кроватке, вставание, верчение, около часа –полутора занимало укладывание днем и вечером. Предпринимали многое, от наказания до поощрение, намучившись выходили из комнаты и брали с собой в кровать… Не помогало или помогало иногда. Ритуалы(чтение книг, держание руки, укрывание) и режим поспособствовали улучшению, но решило проблему игнорирование. После сказки мы укрывали сына, поглаживали и тихо занимаемся рядом своими делами. Но засыпание все равно было длинным. Поэтому мы настроились и в течении нескольких дней приучили сына засыпать одного в вечернее время полностью выходя из комнаты и предоставив возможность уснуть самостоятельно. Жизнь стала намного проще.
9.Прятался и боялся писить при нас, прекращал процесс если мы подносили горшок. Перестали вообще ругать куда бы сын не писил, хвалим бурно любое хождение в туалет, подставляем аккуратно горшок и поощряем вкусностью за пись-пись вообще и особенно если в горшочек, положительно поощряем все что связано с процессом. Наша цель научить ребенка что такой процесс называется пись-пись и что он очень нас радует и вкусно вознаграждается.
10.Планшет был самым интересным и требуемым предметов с 2-х лет, но вызывал истерики, теперь за него мы учим ребенка показывать нос и ушки, учим говорить, планшет забираем только для того чтобы попросить сына что то выполнить, в конце занятия оставляем планшет сыну на столько сколько он сможет и захочет играть, но обычно подгадываю так что бы что то сына побыстрее отвлекло от планшета, например приход папы с работы.
11.Близко смотрел телевизор, ставили паузу и требовали отойти от телевизора и сесть, очень быстро сынок все понял и теперь может по нашему требованию выполнить.
12.Хлопал ручками как крыльями, кружился, головой нет нет махал не по делу, физически прерывали или отвлекали. До сих пор бывает, но нами не поощряется, отвлекаем, останавливаем.
13.Капризы и требования обычно нами игнорируются, но в общественных местах приходится ребенка физически уводить или отвлекать. Чаще всего игнорируем или объясняем, отвлекаем. Больше физически обнимаем и помогаем успокоиться. Предугадываем плохое поведение и берем с собой то что отвлечет ребенка(мультики, любимую игрушку).
14.Когда мы научили сына хлопать он стал делать это к месту и нет, хлопал всегда если что то хотел или я что то у него просила сделать. Он хлопал и злился, что не дают награду. Далее Максим начинал показывать весь свой репертуар умений, в надежде что угадает. Концерт песни и пляски. Но мы продолжили требовать что то одно, игнорируя и физически прерывая все его попытки показать подряд все свои навыки. Убрали похожие просьбы, например все что связано с телом и лицом, дабы сынок не хлопал себя по ушам и голове. Ввели вместо хлопания жест прошения, обозначающий дай. Ввели указательный жест пальцем на нужный предмет.
15. Максим, несколько раз пытался прервать занятия по собственной инициативе. Слезал сто стульчика и бежал в кухню или ко мне. Каждое такое поведение я постаралась исключить. Я предлагала поощрение или любимую игру за то что бы ребенок сел обратно. Если поощрение не срабатывало я игнорировала сына, оставалась в игровой и продолжала доставать материалы, и заниматься интересным, но без него. Если и это не срабатывало, то я закрывала дверь, оставаясь в игровой одна. И лишая тем самым сына своего внимания и всех игрушек. Реакция сына была слезы и попытки ворваться обратно, после этого мы садились и продолжали занятия, но с любимых игрушек и заданий что бы ребенок окончательно успокоился.
16. Слюни. Как то у сына появилась такая привычка, набрать полный рот слюней и так ходить. Естественно любые звуки он произнести не мог, а пытаясь открыть рот не эстетически выглядел. Боролись с этой привычкой быстро и жестко. Специально ходили за сыном и проверяли набрал ли он слюней или нет, насильно открывали рот и вытирали слюни тряпочкой. Мы были настойчивы в осушении рта и через два дня данный прикол забылся.
17. Уборка игрушек или просьбы что либо сделать, до сих ребенок понимает не всегда. Но рука в руке, через нехочу мы все проделываем и через какое то время, переждав первое сопротивление, ребенок продолжает намного легче и может доделать задание сам. Главное показать, настоять-помочь и похвалить вовремя.
18. Нежелание есть суп. Одно время отказывался от супа, хитрили как могли, толкли картошку, добавляли колбасу для соблазна и хлеб. Не давали выбора. Показывали пример. Съев обычно одну две ложки с приманкой ребенок начинает есть сам.
19. Слезы в одних и тех же местах. Это достаточно частая для нас проблема. В основном игнорируем. Так как понять такое поведение не возможно. Мы не можем не входить в подъезд собственного дома и т.д. Но наша настойчивость, уговоры, физически помогаем преодолеть страх, обычно приводят к тому что ребенок смиряется и очередной «прикол» забывается.
20. Регресс. Забывание уже усвоенных навыков. У нас такие бывали часто. То забудет как говорить какой то слог, то горшком не пользуется, то в глаза не смотрит. Делаем шаг назад. Если надо то два и три шага назад. Проделываем все что помогло в прошлый раз. Изначально поняв причину конечно, стресс, переезд, уменьшение количества занятий, проблемы в семье, новое лекарсто и т.д. Убрав причину и повторив действия которые уже приводили к успеху, закрепляем навык и двигаемся дальше. На время освоения утраченого навыка концентрируемся только на этом, дабы не опустить момент.
Ошибки, коррекция, пробы, поиски, эксперименты будут и у вас, аккуратно вводите новое, подстраивайте любой метод под себя, своего ребенка и вашу жизнь. Даже если кому то помогли именно уколы Б12 это не значит что вам они нужны и тем более помогут. Думайте головой, верьте своей интуиции и сердцу. Начав какой то метод, дайте ему шанс, не попробовав какой то метод, не будьте судьей, каждому свое. Каждый выбирает свой путь.
Трудности обязательно будут и с ними столкнутся все, не возможно предугадать реакцию вашего ребенка и подводные камни на пути к успеху. Но зная цель, средства и способы скорректировать поведение у вас есть все возможности для решения проблем. Помните основные правила: Поощрение(желанное)-стимул(выполнимая команда)-реакция(подсказка, снижение подсказки, самостоятельное выполнение)-поощрение(постепенное снижение и замена похвалой).
Все остальное игнорируется, корректируется, отвлекайте, завлекайте, идите на маленькие хитрости и будьте твердыми. Если поведение вашего ребенка угрожает ему самому или окружающим будьте жесткими, наверняка есть что то, что ребенку не нравится, звук или состояние. Например если ребенок регулярно делает что то неподобающее, дерется или наносит себе удары, то поможет только неприятное действие, шуршите целлофаном каждый раз когда ребенок кусается или побрызгайте на ребенка водой в момент ударов которые он наносит себе или вам.
Контролировать поведение детей самое трудная и регулярная обязанность родителей. Самое сложное и нужное чему необходимо научиться, особенно если ваш ребенок аутист. Обязательно обсуждайте решения по коррекции поведения и наказанию всей семьей. Придерживайтесь одной линии поведения. Игнорируйте плохое поведение, корректируйте, поощряете правильное и тогда оно повторится, закрепится и останется в поведении ребенка навсегда.
Наши дети обязательно вырастут очень воспитанными детками, ведь они точно будут знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Если мы постараемся. А мы обязательно постараемся!
Напоминаю, что в книге описываются первые пол года терапии и коррекции. Про сон, еду, капризы как самые типичные проблемы аутиста было описано выше, в Главе 13
Предыдущая глава: Горшочные дела (собственный уникальный метод) и самообслуживание Следующая глава: ИТОГО или наши шаги и успехи помесячно
Наталья, а как он ведет себя в саду?
По разному ведет. Часто не спит днем или засыпает только под конец. Сейчас пошел в логопедическую группу, спрашивают как со здорового, Максиму трудно. Но вообще ходит обычно хорошо в любой садик, режимные моменты идут хорошо, там четкий распорядок и много прогулок!
Максим, большой молодец! радуемся вашим успехам!
А период адаптации к лет саду как проходил?
Наташа, а подскажите, пожалуйста, водил ли вас ребёнок за руку? Что в этом случае делать?мой ребёнок просто берет меня за руку и пытается увести от игры.спасибо )
Да было такое очень долго, что он как бы врал меня мою руку как не одушевленный предмет и моей рукой воплощал свои желания. Ставили указательный жеств. Ввели АБА и МБА. Сейчас пользуется речью!!!
Значит мы на правильном пути. Если он что-то хочет прошу его сказать дай-дай. Или пытается тянуть меня когда я сижу, то говорю ему похлопай в ладоши . Беру его руки и хлопаю ими. Пока сам он не понимает что сделать надо. Бывает он понимает что я от него требую что-то в замен и он уходит от меня)) Это я уже у вас вычитала )
Наташа,доброй ночи. Подскажите, пожалуйста, а Максим не бежал ли на дорогу? Мой ребёнок бесконечно пытается выбежала. Я не могу понять почему он хочет это сделать.
Бежал но не скажу что специально, скорее не понимая опасности. Видела деток и норм которые прям стремились, возможно это такой период! Знаю некоторые мамы даже одевают на руку свою и ребенка дополнительный тросик-поводок. Можно сделать самим. Все лучше чем все время бояться. Я бы гуляла подальше от дорог. И все таки продолжала ругать и обхъяснять как это опасно! Я даже по попе пару раз своему поддала. Зато как то прозрел и стал проявлять больше учтивости к опасности!
Спасибо за ответ) Наташа, вы больше знаете чем ава тераписты и психологи, которых я встречала. Вы отвечаете на вопросы, на которые мне обычно говорят, что ну вот так вот у них.