МБА терапия или бытовая АБА, или мотивационная.
Основа — АБА терапия, НО все намного проще. Не нужно никакого стола и определенного времени, не нужно тераписта и вообще учителя, не нужно специального обучения, данная терапия применима в жизни, во всем, всегда, везде, к любому ребенку, в любое время суток. Идея очень простая и очень действенная, она обязательно многому научит вас и вашего ребенка.
МБА: Есть нечто, что интересно вашему ребенку, то есть поощрение, ребенок это сам захотел и именно в данный момент. То есть ребенок чего-то желает, а вы, видя его заинтересованность, просите взамен выполнить какое-либо действие или произнести слово. Поощрение-стимул-реакция-поощрение. Только ребенок уже заинтересован в поощрении и получит его только когда выполнит, или хотя бы попытается сделать то, что вы от него хотите. Осталось научиться использовать поощрения везде и всегда, угадывать и видеть, чего желает ваш ребенок и не давать этого просто так. Попробуйте! Ваш ребенок смотрит мультики, поставьте их на паузу, покажите, что пульт в ваших руках. Ребенок проявил нервозность и требует продолжения? Отлично! Он заинтересован, он хочет мультики, попросите его поднять руки вверх, помогите ему, подскажите, сделайте вместе с ним. Справились? Похвалите и включите мультфильм обратно. Это и есть МБА. Любое желание ребенка может быть «обменено» на звук или действие, у вас есть мощное оружие для обучению речи, изучению частей тела, названий предметов, тренировки имитации. Ведь ваш ребенок постоянно чего-то хочет. И только вы можете ему это дать: налить сок, дать печенку с верхней полки, включить нужную передачу, открыть дверь, подать любимую книгу, взять на руки, пощекотать в 5-ый раз или подкинуть высоко вверх… Как только ребенок поймет, что все что он желает есть у вас, что надо только попросить или что-то сделать для получения, обучение пойдет намного проще. В вашем обществе будет интересно и доступно все, что аутенок любит. Сейчас то наверняка ребенок думает что все наоборот, что если долго плакать и чего-то требовать, то это непременно дадут, сделайте обратное, не давайте то, что хочется ребенку и просите что-то взамен.
Очень интересный и правильный подход к обучению аутиста. Каждый день нашим детям что то нужно, а нам в свою очередь каждый день хочется учить их новому и полезному. Найдем компромисс с нашими детьми, научимся МБА. Попробуйте, мы с сыном уже освоили данный метод и получили много новых умений!
Правила МБА или с чего начать!
Ограничьте в доме доступ к поощрениям, станьте их источником (поднимите в зону видимости, но недосягаемости все, что ребенок любит).
Напишите список того, что любит ваш ребенок, это и есть поощрения (игры, мультики, музыка, пузыри, еда, питье, щекотушки, догонялки, игрушки и т.д.)
Всегда и везде, дома и в кафе, если ребенок проявляет желание чего-либо, попросите что то взамен.
Не спрашивайте часто, хочет ли ребенок пить или мультик, это дает выбор.
Убедитесь, что ребенок действительно чего-то хочет, не предлагайте награду сами, дождитесь МОТИВАЦИИ.
Называйте задание или действие которое просите взамен четко и кратко: покажи нос, руки вверх, дай пять, скажи СОК.
Ставьте выполнимые задачи, в которых ребенок может преуспеть.
Бурно и своевременно хвалите и давайте желаемое при выполнении инструкции.
Выберите такие задания, где у вас есть возможность подсказать и помочь (используйте чаще метод рука в руке).
Иногда давайте поощрение просто так, ищите новые интересы у ребенка.
Используйте самые любимые поощрения для более сложных задач.
Повышайте значимость поощрения (в жаркий день больше хочется воды)
Используйте жесты, преувеличивайте радость, так понятнее ребенку.
Действия которые вы изучаете должны быть разными, не похожими между собой.
Если ребенок ведет себя неподобающе, игнорируйте это и не давайте награду, как только ребенок успокоится похвалите и повторите задание, настаивайте до полного выполнения с подсказкой или без.
НИКОГДА не выдавайте желаемое незаслуженно, помогите, подскажите, подождите. Будьте терпеливыми и настойчивыми.
Маните желанным предметом и управляйте с помощью него действиями ребенка (если ребенок вышел из комнаты при выключении мультика, включите погромче звук и как только ребенок вернется вновь поставьте на паузу, повторив задание которое требуете)
Расстояние до награды и есть наказание для ребенка, он это быстро поймет, он что-то желал, но вел себе не так и награда стала дальше. Как только ребенок делает что-то правильно вновь поднесите поощрение и как только ребенок выполнит -наградите его заслуженным призом.
Не забывайте помогать, подсказывать вашему ребенку, показывать пример. Чаще занимайтесь втроем, с папой ребенка занятия будут идти веселее и быстрее, если есть в семье другие дети, попросите их помогать вам.
Не предлагайте печение или сок, эта ваша инициатива, учитесь видеть заинтересованность и провоцировать интерес. Поставьте сок на видное место. Если ребенок выбрал остаться без сока, это тоже выбор. НЕ ХОЧЕТ — не требуйте. Очень хочет, но злится — помогите выполнить и получить.
Если то, что желает ребенок требуется прекратить (слишком много печенок, постоянно просится на руки), можно просить то что ребенок не любит или то, что еще сложно. Тогда цена станет слишком высока и ребенок перестанет просить.
Не нужно никаких дополнительных кусочков еды, используете то, что любит или желает ваш ребенок в данный момент, хочет собирать поезд, возьмите несколько нужных деталей и попросите сказать ДАЙ. Тянется к чему-то — поднесите это поближе к своему лицу и попросите повторить звук и т.д.
Сыну такие мини-занятия очень понравились. МБА принесла свои первые плоды достаточно скоро и сын ежедневно стал учиться чему-то новому. В ближайшие недели мы освоили больше чем за предыдущий год! Именно на этой терапии у нас пошли первые звуки и повторения. Только с МБА ребенок научился просить и не беда что делал это сначала всеми доступными способами. Максим хотел, просил, старался, выполнял и получал желаемую награду. Это не было взяткой и дрессировкой, это было взаимодействие. ТЫ МНЕ Я ТЕБЕ. Мы и сами не заметили как привыкли и стали обучать сына звукам и движениям в гостях, на улице и в магазине. ВСЕГДА когда ребенок желал перекусить, посидеть на руках, попить, посмотреть мультик… Отличный способ общения и обучения! Не требует специального времени, знаний, материалов.
Все просто и банально, но тем легче это применить в жизни. Обещаю, и ваш ребенок очень быстро схватит суть и сделает правильный выбор, что нужно постараться и легче сделать, чем требовать и возмущаться. Он также легко будет учиться новому, будет просить у вас сок и продолжения мультиков, все чаще будет взаимодействовать и все больше стараться. Это метод обязательно отразится на вашем стиле воспитания. Вы научитесь стойкости, требовательности, ведь НЕТ ЗНАЧИТ НЕТ. А поощрение отличный стимул постараться, ваш ребенок очень быстро сделает правильный выбор. Вы научитесь ничего не давать «за бесплатно» . Вашему ребенку понравится что его хвалят, что он успешен, все легче ваш сын или дочь будет соглашаться сделать что-то для вас. Ведь это очень интересная игра. Ты мне, я тебе.
Данная терапия очень нам помогла и помогает, она позволила нам многому научиться, автор данной терапия Роберт Шрам «Детский аутизм и АБА»
ПОДРОБНОСТИ о том как мы начинали данную терапию описаны в Главе 8
Наши ВИДЕО, в том числе и первые занятия МБА терапией выложены по ссылке.
Я в восторге от вашего терпения и занятий с ребенком. Моему 2,4 у нас тоже признаки раннего детского аутизма. Буду заниматься по вашей методике. Большое вам спасибо. Хотела спросить вы проводили медикамен-е лечение если да то какое. А вы проводили микрополиверизацию мозга ?
Нет не было лечения никакого, кроме витаминой терапии медом(считаю что наш прогресс именно от восстановления организма)и Томатиса. Рада что смогла помочь и вам понравилась МБА, методика отличная, очень многое упрощает и обучение идет незаметно…Спасибо за ваш комментарий и восхищение))
Наталья, я попробовала протестировать ребенка по вашей методике МБА. поставила мультик на паузу, не дала след ложку йогурта и тд. но он мою просьбу так и не выполнил. его это нервирует ужасно. или он просто не понимает, что я от него хочу, или сопротивляется. просьба выполнимая, сказать «еще», он это слово говорит. как в таком случае поступать? идти до конца? не приведет ли это к худшим результатам?
Весь смысл методики МБА научить ребенка такому взаимодействию ТЫ МНЕ Я ТЕБЕ, а не бесплатно выдавать желаемое. Конечно сначала ребенок будет активно сопротивляться, но когда он поймет что желаемое все равно не дудут, он начнет выполнять и УЧИТЬСЯ новому и станет намного проще. Ведь детям часто чего то нельзя, мы должны уметь настаивать и отказывать невзирая на сопротивление и слезы. А еще даже если ребенок говорит, не желательно начинать МБА занятия с речи, ведь в речи вы никак не можете дать дополнительную подсказку и вообще не можете оказать помощь. Нужно просить что то легкое, покажи, похлопай, принеси и в случае не выполнения помогать выполнить команду, рука в руке, через не хочу, вместе. И только тогда выдать желаемое или продолжить показ мультика. Надеюсь стало понятнее)) Ну и важно чтобы ребенок хотел то что вы не даете и что бы вы ни в коем случае не давали незаслуженно! Немножко придется потерпеть первое время, но нам научиться такому взаимодействую очень надо, особенно с нашими аутятами!
Наталья, вы пишете много разумного, но откуда эти термины? Странно звучит,что в основе АВА, но нет специалистов. Это все равно, что сказать: не совсем вода, и не мокрая. Думаю,вы основываетесь на поведенческим подходе, в рамках которого существует целый ряд методик.
Наталья,вы пишете много разумного, но откуда этот термин мба?
Там есть ссылка на автора данной методики, абревиатур МБА-мотивационная поведенческая терапия. Применяю для сокращения.
Наталья вы описали один из методов в прикладном поведенчнском анализе (АВА), и называется он метод «случайного обучения». Правда, на свой манер)). Решила прокомментировать, потому как прошла курсы прикладного поведенического анализа у Юлии Эрц и имею соответствующий сертификат.
Книгу Роберта Шрамма, которую вы указали я так же читала. И именно в ней как раз и описывается АВА доступным языком для широкого круга читателя.Такого обозначения я там не встречала.
Если разобрать вашу абривиатуру МБА — мотивационная поведенческая терапия. То это и есть посути АВА. Вся поведенческая терапия основана на мотивации!!!
Главное что все просто и понятно. Это моя личная абривиатура, чтобы отделить привычную всем АБА за столом и мини-занятия на мотивацию МБА. Эти методики работают и помогают. Как они при этом называются не суть важно! Главное чтобы мамочкам было понятно и они могли добиться первых звуков, имитации и чему то научить своих деток! Мой блог это мое личное мнение и записи которыми я делюсь с другими.
Наталья, Вы молодец! Я согласна с Вами, абсолютно неважно, как называть методы и способы помочь нашим детям! Главное — желание обучать и учиться самим. Спасибо Вам за ваш труд, я много полезного и нужного нашла для себя и своего малыша! Успехов вам и вашей семье!!!!
Пы.мы. насчет козыря #прошла обучение у ****#. Знаете, многие мамашки такую фору могут дать всем дипломированным спецам… Сама видела)))) Детей и их потребности нужно чувствовать, понимать и следовать за ними. А уж в интернете инфы про ава и про то, что хорошо и плохо, ооочень много. Лишь бы было чем читать))))))
Добрый день Наталья!Подскажите по терапии таматис, у нас в городе записывают не индвидуально, а как бы под общий манер, как лучше? У Вас на сайте есть ссылка на терапию со звуком, лучше обратится к ней?или разницы нет?
Здравствуйте Наталья, подскажите пожалуйста сколько часов в день вы занимаетесь?
Нисколько) у нас все урывками. Еще и садик. Так что где то за компьютером немного попечатает или карочки книжки принесет, где то между делом поделаем чего вместе. За столом 2-3 раза в неделю максимум, около часа большие занятия провожу. Балансировочная доска в будни по минут 10 кидаем стоим. Наушники беспроводные одеваю почти каждый день. Там свои биты записываю, спряжение ,он она, музыку, стихи. загадки, знания какие то — отлично работают. А главное один раз записал и ребенок уже не бесмысленно смотрит в окошко, а учится… Музыка моцарта, дельфины это вообще пока типа спит в сончас ставлю в течении часа слайд шоу и поверх музыка играет. Вечером игры с братиком. Добмашние какие то дела, воспитание. Пару раз логопед в неделю или подготовка к школе.. В садике 15 минут ежедневно занимаются. Но из окружающего мира и логопедов может 5 процентов Максим взял за все года. А вот мои мультики ,видео, на компьюере биты или в наушниках, мои наглядные занятия они как то у него сразу отпечатываются и он ими потом пользуется. Видимо у меня получается донеси. На втором месте после меня у нас второй ребенок, которого Максим очень даже здорово копирует ,повторяет многие его слова, фразы, просьбы и игры)) Так что это наш лучший пока логопед!
Все так доступно и подробно расписано.Какая Вы умница, Наташа!!!Спасибо за Ваш труд!
Пожалуйста!
супер, спасибо
пожалуйста))