StopAutism

Feed Rss

Начало АБА или первые шаги в светлое будущее!

Глава 7

Начало АБА или первые шаги в светлое будущее!

    Информацию об поведенческой терапии я нашла довольно быстро, в первые же дни как узнала, что у нас  аутизм! Видела я несколько видео и общий принцип поняла: стул, стол, ученик -учитель, четкая команда дай банан, ребенок  дает банан и получает награду в виде еды, похвалы или другого поощрения. Но меня в начале не увлекло, слишком много было информации вообще и диета изначально поглотила все мое время и энергию. 

Началом моего интереса и веры в АБА стала книга Кетрин Морис, о которой я упоминала выше. Еще не дочитав ее,  я стала вдумчивее интерисоваться АБА, пересмотрела десятки видео, пытаясь найти ответ что это такой и как же, с чего начать. Долго таких ответов не было. Принцип был понятен, давать команды и поощрять их выполнение. Но нужны были тонкости и чей то опыт. В моем маленьком городишке я даже икать не стала. В Интернете информации было много, но общей, я углубилась в статьи и проводила в поисках все свое время. Пока я искала и собирала по крупицам теорию, я все больше загоралась этой идеей, занятия где можно обучать, играть, развивать — но как же начать? 

  DSC_0202 Конечно же, я и раньше пыталась заниматься с сыном, дома были Школа 7 гномов и книжки и попытки заниматься мы делали регулярно. Когда сыну было 5 месяцев мы начинали занимались по методике Домана и хорошо продвинулись. Сынок уверенно показывал цифры, цвета, слова, животных. Но когда Максиму был год и я попала в больницу, все наши занятия прекратились, а потом и вообще забросились, за неимения интереса у обоих сторон. Карточки сынок всегда любил. Но систематически заниматься мы перестали. Изредка пытались, но Максим не  проявлял интереса к новому, игнорировал, от любых  занятий убегал и  все мои попытки отвергал на корню.  8 месяцев «Умничка»                

           Рисовать, лепить, слушать или листать книжечки, учить части тела, показывать где киски и собачки сыну было не интересно. Более того, в моем обществе вообще мало, что было интересно. Только игрушки и свои игры были нужны сыну. Как же начать  АБА, где кроме обучения в принципе, еще и за столом надонаучить сидеть? Я не знала как приступить и решиться.

     Мои сомнения развеял муж, впервые услышав про АБА и посмотрев два видео отобранных мною, муж пошел в кухню, усадил сына за его столик и провел первое занятие. Я была в шоке, мялась под дверью и плакала вместе с сыном. Тем не менее я считаю, что все правильно. Хотите помочь своему аутенку, хотите занятий — начните их!Пока вы думаете и ищите специалиста или информацию, вы уже сможете научить ребенка сидеть за столом и играть с вами.

   Мы наделали кучу ошибок и многое делали не так, но мы занимались интуитивно, смотря на своего ребенка и его возможности. Это был правильный подход. И эффект превзошел все наши ожидания. Первую неделю мы с мужем занимались по очереди 2-3 раза в день. Сынок рыдал, плакал, возмущался, занятие максимально длилось 20-30 минут. Когда занимался муж я позорно уходила гулять с собакой, слушать рыдания сына я не могла. В наших с Максом занятиях всегда было меньше слез, я притаскивали любимые сортеры сыночка и деревянные рамочки и ими разбавляла задания и упражнения которые мы пытались вводить. Вводить новое мы пытались регулярно, пробуя и ошибаясь, корректируя походу и меняя стратегию и планы, читая новую информацию мы добавляли и убирали… Через неделю когда мы немного успокоились и попривыкли, стало намного проще. Неожиданно для нас ребенок наш тоже привык и все пошло намного лечге и быстрее.

      DSC05203С чего же начать: -найти в доме или магазине удобный стол и стул(мы использовали в начале стульчик для кормления)

-заниматься сколько возможно часто и немного увеличивать время занятий в первое время;

— выбрать место, время, сделать занятия привычными, регулярными;

-использовать все что интересно ребенку, обыгрывать любое увлечение;

-всегда начинать и заканчивать интересным;

-чаще помогать и хвалить;

     К концу первой недели Максим уже самостоятельно садился в стульчик и не плакал, он знал что ему будут давать награду и ждал ее, нехотя, стал  давать пять рукой. Чаще стал откликаться на имя и смотреть на учителя, научился давать банан и машинку. Самым удивительным было, что сынок с удовольствием смотрит карточки и даже методом тыка показывал мне где какая цифра или животное, наугад конечно, но главное он показывал и ему нравилось. Сынок очень нас радовал. Но из-за наших метаний и неумения нам казалось, что этого мало. 

     Мы видимо все делали не так, учили и тому и сему, а надо было учить всегда откликаться на имя и только за это давать награду. Надо было чтобы ребенок всегда смотрел в глаза и за стульчиком и на улице, и всегда всегда откликался на имя. Надо было отшлифовать каждое умение и свести награду за выполнение постепенно к минимуму… Мы же учили сразу всему, периодически развлекали и утешали, совсем не ругали и не могли требовать выполнения наших  инструкций, сынок не понимал их и плакал, поэтому мы просто приспосабливались. Делали за сына и вместе с ним, хвалили малейший намек на выполнение и даже любой сортер или рамочку которые сынок и так без конца собирал награждали кусочком еды. Нам было важно чтоб сынок научился сидеть, играть, заниматься, именно с нами и именно в виде занятия. Мы добились своего путем проб и ошибок.

DSC08528   Вторая неделя нас очень порадовала и принесла потрясающие для нас успехи! Сынок занимался уже 40-50 минут 4-5 раз в день, вообще без слез, садился сам в стульчик, смотрел и ждал следующей игрушки или просьбы, но конечно же далеко не все выполнял. Начитавшись книг мы навводили заданий на имитацию: стукни, потряси, хлопни, покажи и т.д.  Максим протестовал, он уже не плакал, но ныл, ложился на стол и отказывался от любых действий связанных с имитацией. Мы занимались часто, менялись с мужем и делали все немного по-разному, но с имитацией так и не продвинулись. 

     Третья неделяпрошла уже более менее спокойно, мы вошли в ритм занятий. Я нашла и прочитала книгу Ловааса, многое для себя поняла и прояснила, но решила уже ничего координально не менять. Две первые недели принесли  столько результатов и успехов, сколько не принесли пол года моих попыток позаниматься в детской или на горшке. Менявсегда игнорировали, а тут пусть не во всем, но успех. 

   Мы были рады и горды, немного переживали, что все делаем не  так, но ребенок наш менялся, он становился сообразительнее, он был все чаще при деле, он развивался. Максим стал лучше откликаться на имя и чаще смотреть в глаза. Успех наш не прошел не замеченным. Единственная подруга которая знала про аутизм отметила что ребенок стал более живой, контактный и улыбчивый.     

      К 4 недели прогресс пошел очень быстро и очевидно. Сынок понял и с легкостью начал раскладывать различные пары: картинку на картинку, подобное на подобное. Теперь имея пару можно было раскладывать все что угодно: цвета, формы и предметы.   Здесь был активный прорыв, что дало мне возможность закрепить или начать новые игры и задания.   Усложнились вкладыши и рамочки, Максим начал собирать свои первые пазлы для малышей. Половинки форм и фруктов.

    Я ликовала, я получила заслуженную возможность ринуться в магазин книжек и игрушек и скупить там кучу бумажных развиваек на логику. Были куплены и другие игрушки, добавились так же новые карточки к обучению. Хотя проблем все еще было много, путь который мы прошли за этот первый месяц АБА и результат который получили уже первзошел ожидания и дал нам сил двигаться дальше. DSC00485

 Что же такое АБА или основа основ!    

Вот правила которые я для себя установила:

-хотите АБА, начните(найдите в доме стул, стол и попробуйте провести первое занятие);

-переждите негативные реакции, слезы и истерики, отвлекайте;

-просто играйте за стульчиком, общайтесь, привыкайте;

-увеличивайте постепенно время занятия и количество уроков в день;

-составьте примерный план чему хотите учить, заведите тетрадку, записывайте результат занятий, добивайтесь целей;

-найдите любимые игрушки, еду и занятия для поощрения;

-первая неделя-месяц могут уйти на привыкание к сидению и занятиям, наберитесь терпения;

-если в течении недели какое то упражнение не продвинулось, уберите его на лучшие времена или смените тактику;

-разнообразие заданий, игрушек и развиваек, сделайте АБА интересным;

-будьте последовательны, будьте терпеливыми, но требовательными;

-приз должен быть заслуженным и желанным, добивайтесь выполнения;

-больше помагайте и не скупитесь на похвалу;

-снимайте свой занятия на видео. Мне это очень помогало следить за динамикой и отслеживать ошибки;

-верьте в успех, никто кроме вас не знает так вашего ребенка!

Чему можно учить:

1) сидеть за столом, играть, играть с мамой, брать и давать предметы, смотреть в глаза. слушать команды, взаимодействовать

2)имитация звуков(ааа, ууу, иии и т.д) или действий (покажи часть тела, похлопай, потопай, где мама, папа, стукни, потряси, открой, дай, положи и т.д)

3)игры за столом(пазлы, сортеры, матрешка. головоломки, кубики, рисование, лепка, игры на музыкальных инструментах, крупа и т.д)

4)игры на развитие: найди пару, подобное на подобное, подобное на не подобное, сортировка по 1 признаку, контуры, размеры, цвета .формы, счет, буквы и т.д

5) Речь, ответы да и нет, чтение, лего или переливание воды, все что угодно и к чему есть склонность у ребенка.

Не важно чему учить, собирать пазл или складывать слова, показывать картинки или приносить предметы, главное сделать занятие интересным, разнообразным, приятным. Первое время не обойтись без поощрения, это могут быть мыльные пузыри или глоток сока или маленький кусочек фрукта. Необходимо что бы ребенок понял, что за правильное выполнение или попытку выполнения, мама говорит МОЛОДЕЦ и вознаграждает. Как только это понимание придет, с ребенком станет намного проще. Желаемое поведение поощряется, не желательное-игнорируется. Ребенок очень скоро сделает правильный выбор, втянется в игры за столом, в общение, он заметит вас и материалы. Он полюбит какие то игры и занятия и ими вы будуте разбавлять новый или сложный задания.

Есть несколько правил:
-поощрение должно быть выдано непосредственно в момент выполнения
-заслуженность поощрения обязательна
-не перекармливайте
-сделайте вместе с ребенком и похвалите
-в следующий раз ослабъте помощь и дайте больше времени
-в последующий раз подождите и поманите вознаграждением и за малейшую попытку-бурно порадуйтесь и вознаградите
-как только задание освоено чередуйте выдачу вознаграждения и просто похвалу в произвольном порядке
-усложняйте сами задания, меняйте материал и вносите варианты
-начинайте и заканчивайте интересным
-следите за лишними подсказками
-меняйте среду в которой обучаете, не только за столом, но и на полу, не только красная машинка, но и синяя и т.д
-переигрывайте, гладьте и хвалите вашего ребенка за сотрудничество и удачные попытки
-подносите материал ближе к лицу, обращайте на себя внимание прежде чем дать задание
-не прерывайте занятие по инициативе ребенка
-при отказе доделайте рукой ребенка задание и похвалите несмотря на сопротивление
-не разрешайте раскидывать материал
-используйте интересы вашего ребенка в занятиях
-ведите записи того чему учите и в чем добились результата
-получайте удовольствие от занятий

   Правильно выбирайте поощрение, очень важно чтобы награда была нужной ребенку, мультики или компьютер, еда или наклейки. Вам лучше знать, что привлечет вашего ребенка. Если вы выбираете еду, а это проще всего на первых этапах, следите что бы занятие не проходило сразу после обеда или ужина. Чтобы выбранная еда была желанная для ребенка и делилась на маленькие кусочки, не должно быть перенасыщения. За более сложные задачи можно давать более вкусную еду или более крупный кусочек. Любой фрукт, если его порезать может служить поощрением, киви, банан, яблоко и т.д . Чернослив, изюм, сушеный ананас, курага, орехи. Если ваш ребенок любит только крекер или конфетки, вы можете первое время давать их. 

DSC_0418  Дрессировка! За и против!       

Угощение в виде награды или другое материальное поощрение это необходимость для аутиста, ему нужен дополнительный  стимул, без этого не будет движения вперед.  Аутенку нужна цель впереди. Не переживайте что ребенок делает  «команды за еду», «дрессируется» и т.д . Да, дрессировка, но эта мера вынужденная, временная. Научить ребенка  новому, это наша задача и здесь все средства хороши. Со временем когда навык будет освоен, поощрение заменится обычными спасибо или молодец. Надо просто помочь малышу научиться!

    Отбросьте лишнее мысли и переживания, не слушайте тех кто говорит гадости про АБА терапию и ее подход. Аутенок в раннем возрасте, не способен понять, что если он постарается то пойдет гулять или получит мультик. Удаленная по времени награда не служит стимулом. А вот видимое поощрение и поведенческая терапия научит вашего ребенка массе полезных и нужных вещей. Поверьте, АБА сделает вашу жизнь проще и приятней. Кроме того что научит вашего ребенка показывать нос и собирать пазлы…

Ваш ребенок, вам выбирать методы воспитания и вам в итоге с ребенком жить. Воспитанием занимается каждая мама,  правила и способы давно придуманы, только не у всех мам особые дети. Нам нужна помощь поощрений, нам важен конечный результ — самостоятельный ребенок, умеющий одеваться и помогать по дому, способный пойти в детский сад и школу.

 Разве это не стоит горсти изюма в виде поощрения?

Чему же учить? Этот вопрос вряд сильно вас беспокоит, список того чему бы вы хотели научить своего ребенка, огромен и наверняка пополняется. Вам известно, что умеют другие дети и вы жаждите чтобы и ваш сынок или дочка преуспели в самообслуживании и мелкой моторике, а также в других областях. 

Не важно с чего вы начнете учение, главное что бы вы не начали с трудного задания и тем не сделали обучение тяжелым и неуспешным. Мы с мужем когда то резко начали наши занятия АБА и поэтому прошли через слезы, крики и сползания со стула. Наш сын научился «плавать» вопреки, а не благодаря нам. Есть более щадящие способы начать занятия и первые умения, сидеть и смотреть на учителя. Медленно, постепенно к прогрессу можно прийти более мягко.

   Если ваш ребенок не умеет сидеть, играть, целыми днями качается и перекладывает вещи, вам важно просто внести в вашу и его жизни какие либо занятия и интересное совместное препровождение. Не нагружайте ребенка, аведите его за собой, учите. Постепенно. Если вы не научите ребенка концентрировать на вас внимание, смотреть и реагировать на  имя, сидеть и не убегать со стульчика, вам вряд ли удастся научить его чему-либо полезному.

   Пусть первые ваши занятия будут непродолжительными. Сделайте их регулярными, приятными и ожидаемыми для ребенка. Тогда процесс будет успешен. Скорее всегопервыми вашими уроками и заданиями станут концентрация. Сидение на стуле на противвас, реагировать на имя, смотреть в глаза. Банально, но если ребенок не умеет даже этого, то вряд ли вы уговорите его похлопать в ладоши.Я в свое время научила ребенка сидеть и садится, выполнять  команды и играть в предложенные игры, ребенок ждал следующего задания, был сконцентрирован, усидчив, но на имя так и не  научились реагировать всегда, это моя ошибка, теперь мне этого не хватает. Команда посмотри на меня очень нужна при изучении имитации. Будьте терпеливы, последовательны, не спешите так как я и вы сделаете меньше ошибок. Для того и написана моя книга, помочь вам начать обучение, так чтобы ошибок, трудностей было как можно меньше.

 Первое что должен освоить ребенок:

откликаться на имя

подходить по имени

садиться для небольших занятий

концентрировать внимание на предметах или заданиях, лице учителя

Во время обучения, не забывайте:

Медленно но верно, даже если первое сидение на стульчике займет всего несколько секунд, это все равно начало, не скупитесь на похвалу.

Покажите лакомство ребенку и медленно поднесите к своему лицу -Посмотри на меня

Игры должны быть интересными и тогда сидение с вами за столом станет для ребенка желанным.

Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями

Старайтесь быть постоянными в словах которые употребляете и интонации с которой говорите, если обучающих два, то  согласуйте свои команды( например садись, хорошо сидишь должно звучать одинаково, а не сядь или присядь)

   Следующими можно ввести первые игры на внимание, например прятанье еды под бокал или платок или коробочку, положите вкусностьи пусть ребенок найдет, если может сам перевернет и откроет, усложняйте. Ку-ку под полотенцем, спрячьте игрушку, еду или себя, концентрируйте внимание ребенка с помощью игры. Простое складывание в коробочку, примитивные сортеры с крышечками, начинайте с малого… Щекотка, поглаживание, оживление и радость во время ваших занятий только приветствуются.

   Далее переходите к имитации или частям тела, если вам так же как и мне кажется, что есть более нужные вещи чем показывать нос и ушки, то вы не правы. Я увидела это на примере своего сына, знание частей тела необходимо ребенку, что бы узнать себя, возможности своего организма, скоординировать действия рук и глаз. Максиму безумно нравилось показывать носик и пупочек, он так старательно их находил и так радостно показывал, как будто впервые увидел и понял что они принадлежат ему. Не пропускайте простые, но такие важные действия. Пусть какие то действия вам кажутся важнее и нужнее, будьте последовательны. Скоро обучение пойдет быстрее, каждый день будет приносить новые победы. 

DSC00473    Из первых занятий за столом можно ввести команду дай. Положите на стол удобный и значимый для ребенка предмет, мы использовали маленькую машинку и игрушечный банан, маленькие мячики, лимон и т.д То что знакомо ребенку и удобно поместится в руке. Положите сначала один предмет и скажите, дай машинку. Направьте руку ребенка так чтобы выполнить задание. Похвалите и наградите ребенку. Делайте это упражнение до тех пор пока ребенок не сможет дать вам машинку сам. На следующее занятие добавьте второй предмет, не похожий внешне и по смыслу на первый. Когда ребенок будет сам давать требуемый предмет из двух, добавляйте предметы, давая все время одну  инструкцию — дай машинку. Когда ребенок безошибочно из 2-6 предметов дает нужный, можно перейти к изучению второго слова. Выберите второй предмет не похожим на первой и аналогично выучите команду «дай» с ним. 

   Далее просите попеременно машинку или  банан, таким образом вы научите ребенка команде дайи названиям двух, а потом и более предметов. Во время занятий и дня специально роняйте что то или кладите в зону видимости ребенка и просите дать маме мячик или веник, дай машинку и т.д,  помогайте сами и хвалите за помощь и выполнение инструкции. Этот навык замечательно тренируется с папой, на полу кладутся, куклы, мишки, мячики и мама просит что то из этого, папа в свою очередь подводит ребенка к игрушкам и руками ребенка берет нужный предмет и дает маме, все бурно радуютсяи хвалят ребенка, не забывая наградить вкусностью. Наш сын такую игру очень любит и учится за одно занятие, правда предметы путает иногда или приносит все, лишь бы похвалили и наградили. Но понимание приходит, главное переносить полученные знания в жизнь.DSC01993

    То же самое с указательным жестом, прежде чем что то дать ребенку, дайте команду покажи, и физически помогите выполнить указательный жест на желаемый объект. Похвалите и дайте желаемое. Выбрав знакомый предмет или картинку также сначала на одном, а потом увеличивая количество объектов, спросите, где банан? Потом добавьте вторую картинку или предмет и научите показывать на него. Снижайте подсказку, поощряйте и хвалите. Выучив две картинки, добавляйте новых, меняйте порядок и количество объектов. Переносите знания в жизнь, в течении дня спрашивайте ребенка где выученный объект, например мячик, где мама и т.д. Давайте ребенку выбор воду или чай? Банан или яблоко, поезд или машинка, стимулируйте указательный жест или хотя бы движение рукой в сторону желаемого объекта.

    После или одновременно с командами дай и покажи, можете учить ребенка действиям: подними руки, похлопай, покажи нос,  попрыгай. Или  с предметами: открой, постучи, пей, нажми, включи и т.д. Тренируются они так же за столом или в процессе игры, и обязательно отрабатываются в течении дня, в обычных для ребенка ситуациях. Поставьте перед ребенком коробочку и скажите открой, похвалите. Добавьте другой предмет, например ложку, научите ей стучать, в свободном порядке попросите ребенка сначала открыть, потом постучать, увеличивайте число предметов и действий которые нужно выполнить. То же самое с имитацией действий. За поощрение научите сначала одному действию, потом второму, чередуйте, добавляйте новые. Выбирайте те действия где можно помочь ребенку, не изучайте подряд два действия схожих между собой.

   Не все в наших занятиях с сыном было так четко и структурно. Из-за проблем со слухом совсем плохо вывполнялись голосовые интсрукции, только по образцу или методом рука в руке. Но мы много занимались и достаточно регулярно проводили занятия за столом и в течении дня, многому научились ,вводили новые материалы и задания, усложняли. И добиль значительно прогресса и новых умений. Но через два месяца случился некоторый застой. Я перечитала книгу Ловааса, дабы вдохновиться и определиться, что же делать дальше. Я очень переживала, что время уходит, а сынок в общем то не сильно нагружен, какие уж тут 40 часов в неделю, которые рекомендуют тераписты, мы двоешники. Но кажется что мы и так уже на грани своих сил, к вечеру копится усталость.Мой сын научился немного имитировать и неплохо сравнивал предметы и картинки, но занятия застопорились. Я хотела большего, а в голове была каша из множества книг мною прочитанных, я знала что можно многому учить, команда дай, покажи, где, принеси, словарный запас, имитация перед зеркалом, моторика, самообслуживание…Но мне нужно было срочно упорядочить мои знания, наши достижения и наши планы.                                         

   DSC01123         Я опять начала больше снимать на видео и именно так смогла оценить очевидный прогресс своего ребенка, как внимательно он занимается, как ждет нового задания. Как хорошо он садится и сидит, выполняет инструкции(по образцу). Не ноет, радуется, как улучшилась его моторика, сравнение, сложность заданий сильно возрасла, взаимодействие со мной многократно улучшилось. Любое задание ребенок позволяет выполнить своими руками! 

   Но так же очевидны как и успех стали и ошибки учителя, то есть меня, я очень тороплюсь, суечусь, не даю больше времени на самостоятельное выполнить задания, подсказку не снижаю, в случае не выполнения сразу проделываю все руками сына, много хвалю, даже если выполнено совместно. Хотя хвалю конечно по-разному. Ввожу много сложного, так как мне свойственно хотеть большего. Много развлекаю сына, наше занятие больше похоже на игру, где все что сын не может сделать сам выполняет мама его руками. Тем не менее ребенок значительно продвинулся, многому научился. Все чтосын может выполнить самостоятельно я добиваюсь от него более настойчиво, использую любую заинтерисованность ребенка, постоянно вношу новое, усложняю, добавляю, придумываю, обязательно озвучиваю, подсказываю, направляю. Но я не всегда последовательна и строга, не говорю слова нет и нельзя. Немного тороплюсь и часто что то роняю)) Но прогресс настолько очевиден, что стоит двигаться дальше и совершенствоваться по ходу движения вперед.

DSC03418   Продолжает улучшаться имитация, сделай так, все новые и новые задания идут хорошо. Втроем особенно легко обучать новые упражнения, стало возможным что то наподобие физкультуры, ручки вверх, сделай так, садись, присядь и т.д, пока только имитация. Слова по прежнему сын не понимает, иногда понимает но путает. Видимо в основном он опирается на интонацию и на последнее выученную команду. Но мы стараемся, стали более четкими в своих требованиях, действиях, отдельно изучаем каждое умение, отдельно принеси мячик, дай мячик, причем не только фиолетовый,  но и зеленый мячик, не только в зале но и на кухне и т.д. Через два дня так же обучаем приносить машинку, потом смешиваем мячик и машинку, кладем в разные места, занимаемся четко и спокойно. Папа теперь у нас только руки ребенка и помощник, о том чему учить договариваемся заранее, а не решаем в второпях при ребенке. Мама командует и хвалит, папа только помогает и наблюдает. Иногда меняемся местами, также проводим такие занятия без помощника, отдельно папа, отдельно мама.

 В 2,5 года сынок ПОБЕДИЛ горшок! Это невероятная победа, случилась  очень неожиданно, хотя закономерно и очень долгожданно. Мы придумали свой медот приучения к горшку и он сработал. О нем будет написано в другой главе, и я думаю наш уникальный метод может помочь и другим аутистам. Максим  ОСОЗНАНО научился пользоваться горшком, это стоило нам много сил и времени. Но как же приятна и важна была нам это победа. Это большой шаг вперед. Теперь придя домой или в гости. Мы подставляем сыну горшочек и получаем результат. Всегда!

Во всех этих маленьких победах, горшке, имитации свою роль сыграла АБА, мотивация, поощрение. Подробнее об этом будет написано в отдельных главах. Но что АБА работает для аутистов я убедилась лично. Не нужно заставлять, нужно настаивать,  можно заинтерисовать и увлечь, нужно использовать интересы ребенка. Не нужно усердствовать, нужно уметь требовать. Не нужно часов АБА, нужна последовательность и план, в конце концов нужен просто результат. А результат это новые умения, новые знания, новые игры и возможности. Все это даст вам АБА, нужно просто научиться и попробовать!

Труднее всего начать, но как известно, это половина пути!

Вы можете посмотреть наше ВИДЕО с занятий АБА, перейдя по ссылке.

Вы можете пополнить свои знания чему учить и во что собственно играть в Главе 14 «Список игр и умений или чему же учить»

 

Предыдущая глава: Диета или как мы лечили аутизм! Следующая глава:  Новый подход к обучению аутиста или МБА терапия

 

 

 

 


ПОДПИШИТЕСЬ чтобы не пропустить новые статьи и следить за успехами Максима.
Моя коллекция идей для сенсорных и развивающих игр в ПОДАРОК!




Понравилось? Поделитесь в соцсетях!

Comments are closed.