StopAutism

Feed Rss

Начало контакта или сенсорные игры

  Глава 12

 Эта глава пригодится вам если вы только-только начинаете свое НОВОЕ общение с аутенком, эта глава о том как начать первые совместные игры и какими они могут быть, как разнообразить ощущения ребенка, как привлечь и увлечь аутенка.

   Данный текст также будут вам полезен, если вам требуется помощник, а вашему ребенку особенный подход. Если вам также как и мне негде найти и не у кого просить помощи, то самый оптимальный вариант найти обычную няню, но обучите такого воспитателя нужно самостоятельно.

   В моем городе нет центров помощи аутятам, нет или очень мало психологов и педагогов имеющих опыт и желание занимать с особенными детьми. Нет АБА специалистов, нет групповых и индивидуальных терапии, нет даже других семей с которыми можно пообщаться и поделиться опытом… Где то на просторах моей Родины есть конечно и другие аутята и центры помощи и конные терапии, и дельфины, и специалисты в поведенческой терапии и даже специальные садики и группы, направленные на коррекцию аутизма. Но это так далеко от меня, мой город совсем крошечный, моя проблема никому не интересна, я могу рассчитывать только на себя!

      В садик мы решили сына пока не отдавать. Раньше он туда как то ходил, и пока он был маленький к нему особых требовании не предъявляли, в группе дети были от полутора лет и на их фоне не умения сына разнообразно играть, ходить на горшок, контактировать, выглядело не сильно странным. Многие скучали по маме, многие приучались к горшку. Чем старше становился сын тем больше нельзя и норм пытались ему навязать, сынок оказывал сопротивление. Активно капризничал и уклонялся от горшка и взаимодействия. Все больше и больше уходил в защиту, вместо освоение нового и попыток наладить отношения со сверстниками. Пользы от садика было мало, но все больше вопросов и претензии было к странностям сына. За лето, которое мы с сыном провели на домашнем обучении, в дали от садика, давления, сынок очень изменился. Мне кажется он пока не готов вновь вернуться в жесткие рамки детского сада, но ему определенно требуется разнообразие и общение не только с родителями.

     Чтобы разнообразить жизнь сына и внести в нее новых друзей, больше общения и расширить кругозор ребенка решено было нанять приходящую няню. Такая мысль пришла мне в голову после прочтения многих книг, где общение с психологом вносило в жизнь аутенка много нового и интересного. Как дети менялись на глазах от вроде бы простого рисования, кормления кукол, качания на качелях, но в новой для себя обстановке, с новым человеком, который подбирал ключик к каждому ребенку и добивался доверия, взаимодействия с ребенком, а потом становилось возможным и обучение аутенка, осуществлялась коррекция поведения.

    Почему общение с новым человеком полезно:

-малыш может выстроить новые, приятные отношения с воспитателем, больше доверять людям

-увеличится полезное и интересное времяпрепровождение ребенка

— каждый новый человек внесет свои комментарии, игры и знания.

-увеличится количество взрослых которым ребенок доверяет, с которыми может пообщаться. 

-общая защита от мира ослабнет. Все вокруг помогают, делают жизнь интересной. Бояться нечего.

-все общаются по-разному, а значит меньше стереотипов в речи, поведении, привычках.

-отдых для родителей на время занятий с педагогом.

-возможность выйти из дома без ребенка пока идет занятие

     Итак, решено, ищем няню, на несколько занятий в неделю, час-полтора, сначала под присмотром родителей, а потом и индивидуальных. Число занятия со временем нарастим, а само занятие разнообразим.

  Требования к кандидату отсутствуют, школьницы, студентки и бабушки приветствуются. Главное что бы было желание и интерес работать с трудным ребенком, доброе сердце и развитая интуиция, со здравым смыслом. 

   Объявление было придумано и подано в местную газету, а пока мы ждали кандидатов, усилено искали информацию о том как наладить первый контакт, как начать работу с маленьким аутенком, как собственно привести в дом постороннего человека и добиться от нашего сына сотрудничества и общения.

  Каждая мама может найти себе добровольного или платного помощника. И немного облегчить себе жизнь, а главное внести нового человека, другие игры и разные занятия в жизнь своего аутенка. Важно только учитывать особенности ребенка, его предпочтения, его страхи и нервозность. Важно не какой человек придет к вам в дом, важно что он будет делать!

Как начать контакт или инструкция для няни:

Убрать из комнаты где будет проходить знакомство все предметы, вызывающие у ребенка страх или неприятные ощущения.

Не задавайте вопросов, не пытайтесь привлечь внимание ребенка к игре или себе, не привлекайте внимание зовя по имени, не ругайте, не требуйте, не заставляйте.

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка болезненными, гладить и дотрагиваться до ребенка не нужно. Брать на руки также не рекомендуется.

Долгий зрительный контакт также излишен, если ребенок подойдет или посмотрит на Вас улыбнитесь и отведите взгляд.

 Лучше просто находится в комнате с ребенком, но заниматься своими делами, дать время аутенку привыкнуть к присутствию нового человека.

Постепенно ребенок освоится и будет возможно начать комментирование происходящего. Просто внесите смысл в то, что делает ребенок, похвалите его как он ловко прыгает, присоединитесь к рассматриванию машин из окна, озвучьте какие интересные у ребенка игрушки и т.д. Пусть тон, ритм, интонация речи будут спокойными и позитивными.

 Далее можно присоединитесь к тому, что делает ребенок, к его действиям и движению, к его игре, просто ходите, имитируйте, будьте рядом, и делайте тоже что и ребенок. Продолжайте комментировать происходящее и хвалить ловкость и сообразительность ребенка. Таким образом, вы станете дополнительным источником приятных для ребенка ощущений, что позволит немного сблизиться.

Можно рассмотреть игрушки ребенка, пособирать его любимые пазлы. В надежде что ребенок присоединится. Будьте терпеливы, дождитесь, когда ребенок сам заинтересуется вами и игрушками, проявит инициативу подойти.

Если ребенок не хочет присоединяться, не обращает внимания на вас или протестует против ваших действий, не настаивайте. Смените тактику.

Для того что бы привлечь ребенка и начать с ним общение, нужно использовать интерес малыша. Его любимое занятие, игрушку, действие, увлечение. Можно угостить малыша чем то особенно вкусным, приготовить к первому занятию интересную игру, например новый пазл или головоломку.

 Можно использовать качели, стихи, музыкальный ритм для привлечения внимания ребенка. Ребенку наверняка понравится качаться или танцевать, возможно прыгать или бегать также будет веселее в вашем присутствии. 

Чаще хвалите, помогайте ребенку в играх, просто будьте рядом и оказывайте своевременно помощь и осторожно  отвечайте на попытки ребенка наладить контакт.

Внимательно следите за поведением ребенка, при первых признаках нервозности или страха немедленно прекратите  игру. Лучше недодать ощущений, чем переборщить и вызвать истерику.

Если ребенок капризничает, плохо себя ведет следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и попытаться помочь. Постарайтесь найти возможность любое желание удовлетворить или  заменитель желаемого чем то интересным, но безопасным.

Не говорите слова нет и нельзя, лучше отвлеките, объясните, присоединитесь, проигнорируйте.

Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребенка. Он сам подскажет ту форм взаимодействия, которая в данный момент возможна и комфортна.

Не стоит ждать от ребенка активного общения, следует радоваться любому, самому минимальному участию в игре и интересу к новому человеку.

Сенсорные игры как повод для знакомства или чем привлечь малыша:

     Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, нужно как можно больше с ним играть, но не все игры интересны особенному малышу. Надо опираться на интересы ребенка, на его занятия и игры, на его пристрастия и увлечения. Соблазнить ребенка новыми ощущениями: зрительными, слуховые, тактильными и двигательными помогут сенсорные игры.

Виды сенсорных игр разнообразны и среди них обязательно найдутся те, что интересны особенному малышу. Не забывайте комментировать и проговаривать все что вы делаете! Не уставайте помогать и хвалить ребенка во время игр.

— Игры с цветом. Раскрашивание воды, рисование кисточками, карандашами, фломастерами, маркерами, мелками, пальцами. Шприцом впрыскивать цветную воду, кидать в воду разноцветный лед. Разукрашивать, рисовать каля-маля, линии, дом, лицо, фигуры. Рисование по контуру, совмещать кисточку и пальцы, размазывать цветной пластилин по бумаге. Карандаши в бутылочку и предметы разноцветные складывать в емкости, сортировать, крышечки разного цвета накручивать на бутылки и т.д

— Игры с водой, льдом, различные переливания, тазики, лейки, сито, ванная, детский бассейн, наливание из кувшина в несколько емкостей, половником в детскую посудку, из чайника по детским кружечкам, игры с пластиковыми бутылками  и резиновыми игрушками, киндер-сюрпризы или шарики можно ловить ложкой или шипцами, и складывать в ведерко, купание кукол, мытье посуды губкой и т.д.

-Мыльные пузыри разной величины и насыщенности. Сейчас большой выбор пузырей, пистолеты, разные формы и размеров. Игры с пеной и различными емкостями.

-игры с ватой, тканью, различными палочками, спичками. Пересыпание, раскладывание по цветам, форме, сортировка. Кидание, складывание в мешочек или коробочку. Тазики, тарелки, плошки, с крышечками и без.

 -Игры со свечами. Зажигать и задувать. Плавающие, маленькие, большие, походить со свечой когда стемнеет и т.д.

-Игры со светом и тенью. Поймайте с помощью зеркальца и солнца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по комнате. Вечером, когда стемнеет, используя  лампу и кисти рук, сделайте различных зверей и фигуры. Походите с фонариком по квартире или улице когда темно.

— Игры с крупами, гречка, горох, манная крупа, фасоль, рис и т.д Разные крупы и емкости. Прячьте мелкие игрушки, монетки, машинки в крупу, пересыпайте, раскидывайте, можно намазать клеем бумагу и посыпать сверху крупой, получится рисунок. Используйте совок, воронку, ложку, ведерко, пересыпайте, кормите гулек, кидайте вверх- дождик. Посыпайте на руку ребенку, пусть он посыпает на вас. Весы больше меньше. Рисование по по крупе на дне подноса, мы использовали муку.

Пластилин, тесто, глина: ощипывание, скатывание шариков колбасок, разрезание, размазывание. Сортировка по цвету. Раскладывание по баночкам. Огород из мелких пуговок или монеток, трафаретные игры. Множество различных давилок, фарш, мороженное и т.д.

 Игры со звуками: губная гармонь, пианино, гитара, детский барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пианино. Трещетки, свистульки и т.д  Насыпать в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две) и потрясите, найдите пару. Дать ребенку послушать звуки воды, телефон, машина, животные как говорят. Называть, пытаться повторить.

Игры с движениями: лошадка, самолетик, попрыгушки, подкидывания, щикоталки, тормошение, возня, догонялки, прятки с обниманием в конце, игра змейка(веревочка или ленточка которую ребенок догоняет), перетягивания, влажную салфетку дать ребенку в руку и тянуть, кто сильнее. Катать ребенка на качелях, в простыни покачивать как в гамаке, раскачивать за руки, за ноги, кружить, катать по полу в одеяле. Цветные дорожки (пройти по ленте заданного цвета), бег по полосе препятствий(диван, подушки, туннель, скамейка, попрыгать на мяче…)

Тактильными ощущения: Доска с замочками, цепочками, щеколдой, ключиком, шпингалетом, крючками и т.д. Орешки, пуговки, бусинки в яичных домиках, ложкой перекладывать в ведерко или раскладывать по ячейкам. Прищепки, монетки, мешочки, коробочки, крышечки, пуговки, липучки, замочки, кнопочки, щупательные игрушки( с шариками внутри), книги с вставками меха разных животных. Игра ассорти: резиновые, деревянные, железные, тканевых игрушки в мешочке или тазике, потрогать, рассортировать.  Холодное и горячее, твердое и жидкое щупать, сортировать. Мешочек с сюрпризом, маленькими предметами, фигурами которые надо узнать по форме. Мешочек с фольгой, бумагой, салафаном, чтобы ребенок доставал и трогал, узнавал, шуршал. Болтики и винтики разного размера( Подобрать и закрутить). Настоящие инструменты папы, показать как выглядят и как работают. Брусок с четырьмя гвоздями в углах, натягивать резиночки и снимать их. В банку из под кофе с резиновой крышкой воткнуты карандашики, нужно вытащить и засунуть обратно.

     При сенсорных играх повышается активность ребенка, разнообразные интересные и  тактильные игры провоцируют малыша на радость и общение, взаимодействие со взрослыми. Такие времяпровождение ребенку наверняка понравятся, вызовут смех, попытки повторить, попросить продолжения. Это очень хорошо, это начало контакта и эмоциональной близости. 

     Когда ребенок поймет что родители и другие взрослые вокруг безопасны, интересны. Что с ними весело, можно играть, ребенок все больше будет доверять миру! Станет более  активен в своих попытках общаться. Главное установить первый прочный контакт. С мамой, с педагогом. Тогда станет возможным двигаться дальше.

  Наш опыт привлечения помощника, Максиму 2,6

     Мы выбрали молодую няню, из множества звонивших, такую чтобы больше тормошила физически…В первый день когда пришла девушка сынок ее старательно игнорировал, все что я давала тете: пузырьки, игрушки, мячики, он у нее отбирал и приносил мне. Выйти мне совершенно не давал, сразу бежал за мной и приводил обратно, но к концу часа, стал немного понимать что и тетя может дуть пузырьки, что с ней можно играть и то же о чем то просить. Максим все еще пытался привлечь меня во все игры, но раза с третьего позволял няне заводить юлу и т.д. Все шло неплохо, к концу занятия сынок минут 10 играл с няней и не заметил что я ушла, Максим даже поцеловал няню на прощание и помахал ей ручкой. Единственно в чем явно было не очень хорошо-это в тактильных играх, сынок в первый день занятий при попытках его взять, щекотать, подкидывать чувствовал себя дискомфортно, замирал, пугался, пытался убежать. 

    Второй день занятий( час в день) прошел намного активнее, выйти я уже не пыталась, сидела тихонечко в уголке, сынок уже реже  приносил мне игрушки, просил все у няни, я периодически предлагала им новое занятия и игру. Что бы научить няню наращивать темп игр и менять вид деятельности чуть чаще, иначе сынок мог весь час с одним поездом пролежать, его надо тормошить, предлагать, заинтересовывать. Скучать я им не давала, сыну это понравилось, а няня набиралась опыта как и в какие игры играет мой «интересный» по ее словам мальчик.

DSC05986    На третий день когда пришла няня, сынок сразу побежал к пузырикам и еще не успевшую раздеться няню заставил надувать много-много пузырьков. Он ее уже ждал и по-своему обрадовался. В третье занятие, я немного присутствовала, иногда выходила, все еще подсказывала как и в какую игру сынок может захотеть поиграть, какое лото любимое, как сынок любит чтобы его подкидывали и щекотали. С тактильными играми стало намного лучше, теперь сынок задорно смеялся, когда няня его подкидывала, кидала в кресло мешок и щекотала, она еще так забавно ему курлыкала, что сынок был вполне счастлив. Дела пошли, контакт налаживался. 

    Более того. Не только няня стала желанным гостем в нашем доме. Теперь любая тетя пришедшая к нам в гости немедленно усаживалась на диван и ей вручались пузырики. Дело в том что тети дуют пузырьки за просто так и очень много, а родители дуют за что то: имитацию или речь и дозированными порциями. Так что сынок стал привлекать всех гостей нашего дома к выдуванию пузырьков.

    Четвертый день сынок выбежал на встречу няне явно осознанно, я все чаще стала пытаться выйти из комнаты, но сынок искал меня и возвращал. На четвертый день я попросила няню проделать все что любит сынок, дабы закрепить успех и понять сможет ли няня в течении часа развлекать сына так что бы ему было интересно, не скучно, и не бесполезно. Она справилась. Поэтому на следующий день решено было выйти из комнаты и спрятаться, оставив няню и сына только вдвоем, сынок даже и не пытался меня искать, был поглощен пузырями, играми и книжками. Охотно занимался за столом.

   Конечно же их игры были похожи на то что сынок и так делает целыми днями, но тетя делала все немного по-другому, а когда оставалась в комнате без меня еще и экспериментировала, разговаривала чуть больше и естественнее, доставала те игрушки какие мы возможно игнорируем. Няня научила Максима крутить юлу, день на третий были попытки у сына сказать что то наподобие няня- нана, ав-ав. Сын немного по-другому с ней играл, показывал тете в книжках картинки и ждал от нее озвучки. Они замечательно бесились вместе с сыном, прыгали в мешок, щекотались. То и дело из комнате доносился звонкий смех обоих. Может ее игры и не развивают речь и навыки Максима, но они определенно на пользу ребенку, новый человек который так добр к сыну, так ласков и дует столько много пузырьков, как мы и думали привели сына к естественному выводу: все взрослые могут делать сыну приятное, могут помочь, поиграть, развеселить!

   Занятия с няней проходили не совсем регулярно в первое время, няня иногда пропускала, иногда мы куда-нибудь уезжали, какое то время няня болела. Но тем не менее мы попробовали, нашли няню и чаще стараемся привлечь бабушку к общению с внуком. Мы даже смогли, впервые за несколько лет выехать куда-то без сына с ночевой. Максим прекрасно провел время с бабулей, они нашли много новых и интересных игр, отлично друг друга понимали, гуляли, хорошо спали и ели, наслаждались обществом друг друга.

   Через некоторое время наша первая няня пропала и мы наняли другую с учетом прошлых ошибок: немного дешевле и живущую по соседству, что бы была под рукой и не тратила время и деньги на посещение нас. Выбор пал на подростка 16 лет отроду. Для нее деньги приличные, а работа интересная. С первого же дня оставалась няня с сыном вдвоем, все прошло хорошо. Привыкал к ней ребенок быстро, так как не понял разницы, для него сейчас все тети это няни, и он готов просить любого человека о помощи и использовать кого угодно для починки поезда и доставания с верхних полок книжек.

  Польза для всех оказалась очевидной. Сын получил интересное времяпровождение и нового друга. Свободное время мамы и даже час в день без аутизма -оказались бесценны для психики мамы!

   Замечательный эксперимент, обязательно продолжим наше плавное введения новых взрослых, а чуть позже деток для игр! Мир вокруг прекрасен и безопасен, сынок обязательно это поймет и проявит спонтанный интерес к детям и взрослым!

«Мы настоящие только с теми, кому доверяем»

Доверять миру и людям необходимо научиться-только так аутята смогут двигаться вперед!

Предыдущая глава:Материнская терапия или как запрограммировать успех. Следующая глава:  Типичные проблемы аутиста или сон, еда, капризы


ПОДПИШИТЕСЬ чтобы не пропустить новые статьи и следить за успехами Максима.
Моя коллекция идей для сенсорных и развивающих игр в ПОДАРОК!




Понравилось? Поделитесь в соцсетях!

4 комментариев: Начало контакта или сенсорные игры

  1. 08.02.2017 в 03:16 Аноним

    У нас сейчас есть няня. Женщина 50 лет. Она уже 1.5года с нами, ребенку сейчас 1.9. Мне нравится, что она шустрая , она интуитивно стала просить ребёнка что-то сделать в замен на его желание. Приучивает к горшку . Не даёт слабинку. Но не знает и не любит с ним играть. Я и сама сейчас слабо понимаю что ему интересно . Старые игрушки надоели а новые (сортировки по цветам , пазлы , показать животного в кгниге и Т Д) он не может освоить из-за нежелания и гиперактивности, он просто все бросает и ведёт меня куда-то за руку. С няней часто плачет. Но она включает ему мультик и он успокаивается. Вот это мне совсем не нравится. Яна

    Ответить
  2. 24.03.2017 в 11:46 Аноним

    Наташа,здравствуйте) А няне вы говорили о особенностях ребенка?Она знала что с ним? Я пишу вторую часть истории поиска няни. Пришла женщина 45 лет. Мой малыш с просто кричал. Она не понимала почему он не выполняет инструкции , а он не понимал что она хочет от него. Я не решилась ей сказать,что ребенок особенный…
    Наняла девочку 22 лет. Она играла с нами 3 часа. Я была рядом.Она не эмоциональная, медлительная,не знает как играть с ним,как завлечь на игру. Но она не многословна, выполняет спокойно мои инструкции, не суетится, не нервничает. Катала она его час по квартире на машине)Сыну нравилось,но это не развивающие занятия а так поддержание самостимуляций. У меня гиперактивный ребенок. Рядом со мною всегда 5 игр. Когда надоедает одна,сразу меняю на вторую. Сможет ли няня с ним справится это вопрос. У нас сейчас по любому поводу слезы и нытье. Яна

    Ответить
    • 24.03.2017 в 12:36 natali

      Я на тот момент тоже еще не говорила и не могла сказать вслух…Тоже не получилось с пожилыми, они знали что такое дети и сыпали ценными указания и мудрости! А вот молодые ничего не знали и просто играли, девочки хоть неумело строили отношения, но зато не было предрасудков. Выполняли то что просили, учились и брали недорого. Я говорила что ребенок не понимает речь и поэтому его надо тормошить, привлекать, показывать!!!!
      У меня тоже получалось ловчее и быстрее, но я специально искала постороннего человека ,чтобы Максим научился ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ, слушаться, играть, общаться хоть как то. И это очень помогло. Он перестал игнорировать других людей, научился просить сначала жестом, теперь и речью. Это впоследтсвии очень помогло в садике, так как Максим знал что взрослые МОГУТ настаивать или удовлитворить просьбу!

      Ответить
      • 24.03.2017 в 17:43 Аноним

        Я пересмотрела видео Максима и теперь понимаю какой сложный путь вы прошли и сколько было работы и ваших усилий . Я месяц учила мозайку сложить каждый день. Ну это так для своего спокойствия. Сейчас мне психиатр посоветовала совместную игру наладить. Вот с этим сложно. То есть это та игра в которую он не может играть без меня. Мячик допустим он заберёт уйдёт. Ну мыльные пузыри без меня не сможет надуть. Фонарик с кнопочкой не сможет пока нажать. Юлу покрутить. А вот порисовать сам сможет, рамку вкладыш если и не сложит то раскидать сам сможет, песок порассыпает. Надо придумать виды игры в которые мы в паре сможем играть. Ну если научить потом то в идеале я ему мячик катить буду а он мне. Т

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.