StopAutism

Feed Rss

Развитие речи

НАЧАЛО РЕЧИ У АУТИСТА. КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ. КАК ПРОДВИНУТЬСЯ В РЕЧИ У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.  ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ В НАЧАЛЕ. ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЕЧИ. 

  Речь сложный, важный и очень трудный процесс для большинства детей с аутизмом. Из 50 детей чья история мне подробно известны трудностей с речью и ее использованием не было только у нескольких детей. Эти дети всегда говорили, их речь началась вовремя и были трудности только с темами на которых дети циклились и в отработке диалога. Чаще же всего дети с аутизмом вообще не овладевают речью сами, речь не приходит вовремя и учится трудно, требуется спецпомощь по всем фронтам.i-2

   Речь —  это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего ребенка как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание к речи, книгам, буквам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам или карточкам(Пегс), что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до семи лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.
В этой статье написано  как НАЧАТЬ ребенку говорить, что поможет в начале, что способствует речи, как может помочь мама и что собственно можно предпринять чтобы научить говорить ребенка с аутизмом. Ведь проблемы аутиста не только в речи и подходят далеко не все методики и классические методы! Мы с сыном прошли и проходим этот путь и делимся опытом!

dsc03071У Максима классический аутизм (на инвалидности с 3 лет) и он прошел через все сложности речи. Двигался в понимании речи, произношении и освоении каждого этапа речи МУЧИТЕЛЬНО, сложно и долго. Учит и учил речь как иностранную, преимущественно китайскую. Но зато теперь у нас есть ОПЫТ которым мы можем поделиться с другими.

К полутора годам мой ребенок не заговорил, мало лепетал, визжал. К двум годам мы утратили понимание речи полностью, остались вокализации и мычания. Не было ни мотивации учиться, ни желания общаться, никогда не было указательного жеста. Как и у многих были истерики, проблемы с поведением, с настроением, ЖКТ , еда не переваривались,трудности с обучением, взаимодействием и имитацией…С двух лет мы знали диагноз и вели упорную борьбу по всем фронтам, сенсорные нарушения, общение, обучение через АБА, учились сначала имитировать, контактировать, вызывали КАЖДЫЙ звук, закрепляли, использовали, ставили новые…(наша история)

dsc09045
Речь появилась в одно прекрасное и долгожданное утро, как только пришло понимание что каждая картинка и предмет имеет свое НАЗВАНИЕ. И тут же пошел интерес к словам и сознательный указательный жест, КРУГ КВАДРАТ ОВАЛ тыкал и называл ребенок. Максиму было 3,5 года.Он заговорил и зачитал одновременно. Пользуясь текстом как подсказкой и опорой! (видео как Максим начал говорит, другие видео тут)

Но все трудности и проблемы были впереди. Знание предметов и названий это был только этап. Но еще не речь. Не предложения, ни диалог. Это был этап ЭХА и расширения словарного запаса. Впереди было много работы. Которая предстоит скорее всего и Вам. Каждым этапом в развитии речи ребенка с атизмом мы делимся на страницах блога и в Уроках для аутиста.

Для начала речи необходимо:

— необходимо понять, что мешает ребенку слушать и говорить, не мешает ли что то физическое? Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, он нездоров, вял, апатичен или наоборот бегает от стенки к стенке , плохо спит, нарушено ЖКТ и ферментация…необходимо сначала решить эти первостепенные проблемы. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции и питания, витаминная поддержка ребенка. Ведь когда ребенок здоров, он РАЗВИВАЕТСЯ!
— понимает ли ребенок речь? НЕ понимание речи и фонематические проблемы слуха очень частые при аутизме: ребенок слышит всегда разные звуки, не те звуки, булькание, шипение, не понимает что говорят, понимает только один голос, не понимает речь на разных частотах… И долго, очень долго не понимает что каждое слово имеет свое НАЗВАНИЕ. Собственно поэтому нет указательного жеста и к речи ребенок не особо прислушивается. В качестве эксперимента попросите мужа рассказать вам что то о двигателе автомобиля, а сами в это время нырните под воду и попытайте ПОНЯТЬ о чем вам вещают и перескажите услышанное. Усложните себе задачу, вы знаете русский, пусть говорит на английском. Наши дети часто затрудняются именно в УСЛЫШАНИИ и ее ОСМЫСЛЕНИИ. Данная способность приобретается ближе к пяти годам и ранее если дополнительно заниматься этими зонами мозга.(Томатис, Терапии звуком, МП)
 — если ребенок здоров, улыбается,понимает все больше, уже готов учиться, ЧТО ОН ЛЮБИТ? Его пристрастия, его особенности, его проблемы. Учитывая + и — ПОНИМАЯ ребенка можно пойти через его интересы. Мотивировать занятия тем что на данный момент нужнее, вкуснее и привлекательнее для Вашего ребенка.
— налажен ли ваш контакт? Очень важный пункт. Готов ли ребенок учиться у вас. Выстроили ли вы новые отношения. Ведь раньше вы так часто отступали, где то злились, а ребенок привык что можно поорать и мама отстанет. Новому человеку легче. Но мама точно может сделать больше! Поэтому холдинг вам в помощь и настойчивость. Увеличивайте полезное время постепенно, но регулярно. Используйте быстрый темп, новые игрушки, эмоциональные развлечения и игры для своего ребенка. За столом(АБА) и в жизни(МБА). И он обязательно полюбит проводить время с ВАМИ. (не забывайте п.1 с ним развитие будет более спонтанным)

— научить ребенка имитировать, речь тоже имитация просто более сложная. Сначала крупные движения тела, руками, имитация с предметами, потом имитация языком и звуки. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Вознаграждайте любимой вкусностью такие мини-уроки и задания.

-струя воздуха! Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, трубу. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д. ПОДРОБНЕЕ О ДЫХАНИИ
-понимание что каждый предмет как-то НАЗЫВАЕТСЯ. Упростите свою речь и в момент когда ребенок смотрит называйте предметы, одинаково и просто, показывайте карточки и презентации по методике Доман. Как можно чаще. Короткими сессиями в течении всего дня. Даем хороший указательный жест сами и формируем жест у ребенка ,сначала показывая его рукой, потом помогая указать.

— если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, языком, можно записаться на мануальный или логопедический массаж. Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. И крупную. Дети развиваются через игру.

— необходим интерес к речи,  речь учится через ИСПОЛЬЗОВАНИЕ! Прислушайтесь к звукам вашего ребенка. Выпишите ВСЕ что ребенок может произнести и используйте это. Скомбинируйте звуки в слоги. Или придумайте на каждый звук слог СМЫСЛ. Может сказать КА — это будет просьба печенки. Может сказать ИИИИ — пусть просит таким образом играть в планшет. Ничего не давайте бесплатно. Пусть игра скажи — повтори — попроси станет частью вашей жизни (АБА, МБА)

-Если уже понимает, но еще затрудняется, используете ли вы ПОДСКАЗКИ? Говорите ли коротко, привлекаете ли сначала внимание к объекту или картинке. Используете ли САМЫЕ простые книги когда обучаете, не перегруженные деталями, лучше просто карточки с подписанным названием. Все предметы которые называем подносим к ребенку ближе или указываем на него, лучше рукой ребенка. Хорошо бы и карточки повесить. Например одеваемся в коридоре ШАПКА говорите вы, показываете на стене картинку, потом показываете на предмет одежды. Потом даете ребенку и говорите контрольно — ШАПКА.
— Всю другую речь фоном УБИРАЕМ! Правило + 1 слово. Если ребенок не говорит. Вы говорите ОДНОСЛОЖНО. Если говорит уже одно слово. Вы говорите два. И т.д.
-Презентации и мультики должны быть не про все на свете, а категориями, четкие, понятные, желательно по методике Доман. Где и текст и картинка, а главное категории: животные, обувь, овощи, транспорт. Именно так правильно. Так как смотря презентации или карточки про породы собак например ребенок САМ вычленит что собаки бывают и маленькие и большие, у всех 4 ноги, такое строение, такая голова…

-Расширяем количество звуков,слогов, вызываем и закрепляем новые. Поддерживаем интерес к музыке, речи, подражанию. Попыткам что то произнести, вокализировать. Когда получается новый звук или слог закрепляем его. Записываем, отрабатываем за вкусности. Комбинируем, наращиваем словарный запас из легких, важных для ребенка слогов-слов. Говорим одинаково, коротко, четко. В момент когда ребенок смотрит и видит, формируем указательный жест и сами активно им пользуемся!
— Берегите свои силы. Не занимайтесь через силу, поищите новые материалы или идеи если застопорились и заскучали. Отложите то что не идет. Ставьте не более ТРЕХ заданий-задач на самое ближайшее время. Руки вверх. Звук ААА. Принеси предмет\ты + творчестсво, моторика, сенсорика, как поощрение и игра. Добавляйте новое, повторяйте старое. Пишите себе списки того что уже умеете и планируете. И радуйтесь мелочам!

ВАЖНО.
 Как бы трудно не давалась речь, ВИНОВАТ аутизм, а не ребенок! Считайте что ребенок МОЛОДЕЦ в любой случае. И возвращайтесь в пункт 1, потом 2 … Ищем новые подходы к обучению особого ребенка, используя его сильные стороны и работаем над слабыми. ХВАЛИМ ребенка и себя. Все дается труднее и Вам и ребенку. Убираем чувство вины и ставим реальные цели на несколько шагов вперед!

 Что может помочь в развитии речи:

1934162Глобальное чтении— это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется  зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Можно купить методику целиком «Чтение с пеленок»-«Умница», мы покупали комплекты для чтения с рук, на авито. Можно печатать новые слова и картинки самим. А так же в любом книжном есть множество карточек на разные категории и нужды. Методика Доман активно представлена в играх для планшетов, на ютубе. Особенно рекомендую мультфильмы про обезьянку читалку. Это целая серия мультфильмов и уроков по обучению чтению, через которую и заговорил мой ребенок. (ТУТ наш опыт и коллекция материалов и презентаций для занятий).
Данная методика идет через интересы наших детей, использует их сильные стороны, ЛОГИКУ и поэтому так эффективна. Дети намного легче учатся через визуальные образы, НО мультики надо убирать вообще, только подобранные, ВЫБРАННЫЕ и нужные полезные мультфильмы и презентации! Как поощрение и обучение. Лучше утром пока мозг свежий и не позже чем за час до сна.

Снимайте САМИ учебные видео, ведь можно один раз записать как вы читаете стихи или показываете карточки, снимайте губы и карточку как можно ближе, усилено артикулируйте. Я записывала и аудио и видео учебные ролики, то чему хотела научить, как рисую, как рассказываю потешку, как читаю Репку…Часто дети не хотят смотреть на нас, но любят мультики и отлично учатся (видеомоделирование)

 

ПОМНИТЕ. Кроме фундамента(слух, здоровье, кишечник) У ребенка с аутизмом основная проблема в МОТИВАЦИИ!  Он не мотивирован на общение, не стремиться УГОДИТЬ, поэтому он не учится имитировать, не стремиться услышать и повторить! Поэтому работаем над этим прежде чем вызывать речь. Строим СТЕНЫ: взаимодействует=слышит=пытается выполнить=понимает. И тогда речь обязательно придет. Используйте любую мотивацию для обучения вашего ребенка! Ведь именно ее не хватает ребенку чтобы начать учиться! Преодолев барьер НЕ ХОЧУ учиться, ребенок будет двигаться в разы быстрее!

dsc_3944   Сейчас Максиму 5,5 лет. Он говорит  2-3 слова подряд. Обращается с просьбами. Отвечает на простые вопросы. Говорит НЕТ. Комментирует действия и предметы и комбинирует слова САМ. Все чаще общается речью и строит хоть пока и не правильные но фразы и словосочетания! Он печатает на компьютере, он умеет читать, он учится по-другому, он осваивает речь ИНАЧЕ и мне приходится придумывать и подстраиваться, изучать новое!
Мне пришлось прослушать, прочитать, разыскать и освоить по развитию речи множество материалов и методик. И превратить все это в практический и обучающий материал для работы с моим сыном. Максиму  учит речь ПО-ДРУГОМУ, он учит как компьютер, осваивает речь через образы, категориями, используя ЛОГИКУ и раскладывает по полочкам и по папочкам! 
 Каждый новый этап в речи дается моему сыну немного легче и проще чем предыдущий! Но требуются и свои методики и хитрости и дополнительная мотивация и подсказки. Важно не застрять в речи на нескольких словах, только на существительных, постоянно двигаться ВПЕРЕД! И учитывать и сложности и особенности Вашего конкретного ребенка в речи. Убирать причины. Чтобы ребенок пользовался речью и ГОВОРИЛ.

«Услышать твой голос», узнать что хочет ребенок, услышать ответ, а потом и осознанный вопрос. РАЗВГОВАРИВАТЬ со своим ребенком,  слышать не только голос но и МЫСЛИ. Это высшая цель и высшее СЧАСТЬЕ!

 

prichiny-zaderzhki-razvitiya-rechi-u-detej-obuchayushhee-video

Желаю чтобы Ваш ребенок не просто говорил, но и делал это ОСОЗНАННО!

 

Подробнее о развитии речи написано в УРОКАХ ДЛЯ АУТИСТА:

— Понимание речи.  Взаимодействие и имитация. Интерес к речи.
— Первые звуки. Как спровоцировать речь, звукоподражание, первые слова.
— Речь-3 Продвинутый уровень. Да, нет. Отработка диалога. Словосочетания и фраза. (дописываю)

Наш самый первый опыт в речи описан в книге «Как я снова начала улыбаться», книга выложена в помощь всем мамам  Главе 15 «Речь или как добиться первых успехов»

 

 

 

 


ПОДПИШИТЕСЬ чтобы не пропустить новые статьи и следить за успехами Максима.
Моя коллекция идей для сенсорных и развивающих игр в ПОДАРОК!




Понравилось? Поделитесь в соцсетях!

8 комментариев: Развитие речи

  1. 14.11.2015 в 10:35 Аноним

    Наталия, здравствуйте, скажите, пожалуйста, по вашим наблюдениям, спонтанно позвать кого-то, например, дакой ребенок способен, мама, сказать, например, с целью просьбы, или это скорее если заучить фразу и ситуации, где ее нужно использовать.

    Ответить
    • 17.11.2015 в 09:52 natali

      Чаще всего заученное по ситуации. Речь назывательная. Но бывает и спонтанность. Например может погладить и сказать ХОРОШИЙ, малышу сказать ПЛОХОЙ когда тот пакостить. Проявить к чему интерес. Поиграть как то особенно, например посадить медведя на горшок в гостях. Но в целом конечно спонтанности нет. Даже выученное усваивает долго и забывает и надо подсказывать и помогать. Но надежды не теряем)) Развиваем!!!!!!!

      Ответить
      • 24.11.2016 в 13:14 natali

        Теперь когда Максим стал лучше и благодаря тем методикам что мы выбрали и в каких направлениях работали. ССОНТАННОСТИ очень много! И обращается и комментирует и говорит целые фразы и предложения все чаще! Речь еще очень неправильная, мгого лишнего, из мультиков фразочек. Но ребенок в 5,5 много гооврил. Отвечает на вопросы. Комментирует, занимается охотнее! Так что в речи двигаемся медленно, но ВПЕРЕД. Чего и другим желаю!

        Ответить
  2. 17.11.2015 в 19:45 Аноним

    Наталья, я уверена, у Максима все будет хорошо, пусть и заученно, но он будет обшаться, от всей души вам успехов и здоровья

    Ответить
  3. 21.11.2015 в 01:23 Аноним

    Хочу поделиться своим опытом, как мы учили сыночка указательному жесту (может кому поможет…). Когда мы поняли , что у нашего сыночка нет вообще никаких жестов ни указательного не требование рукой ДАЙ-ДАй вообще никакого, началась упорная работа. Я купила самую яркую книгу сказок. Самую простую в ней было всего 3 сказки»Теремок, колобок и репка». Самое главное в выборе книги было чтоб были яркие картинки с одним крупным и ярким животные. И изо дня в день у нас был ритуал я садилась с ребенком читать сказки. Я читала сказки и задавала вопросы ребенку. «Где зайка, где волк?,где медведь?? » и т.д. и сама же на них отвечала «ВОТ медведь?, вот зайка? Но при этом складывала ручки ребенка в указательный жест и сама его пальчиком тыкала в картинку. Сначала было трудно ребенка вообще усадить читать он вскакивал и убегал. Тогда я подбирала время когда он уже хочет спать, садила на колени и начинала читать. Вскоре ему стало интересно слушать и он уже ждал чтоб я сложила его пальчики и показывала животных. Прошло время (не ждите быстрых результатов) и он сам начал складывать пальчики и пытаться вытянуть указательный палец. Этих же животных мы потом искали в карточках в др. книжках и он сам потихоньку начал мне показывать их. Затем на той же самой книги мы учили как говорят животные волк «у-у-у-у» медведь «э-э-э» лягушка «ква-ква» и т. д. когда я за него произносила я его указательный пальчик подносила к своим губам , чтоб он чувствовал вибрацию. Почему пишу подробно про указательный жест — как только он у вас появится прорыв в речи и в понимании не заставит себя ждать. Затем мы учили жест дай-дай. но это уже другие приемы. Сейчас мы начали говорить, и пытаемся развивать нашу речь.

    Ответить
  4. 24.11.2016 в 13:10 natali

    Очень РЕКОМЕНДУЮ всем кто в начале пути видеоролики и презентации «Территория речи», это учебная программа, практика и теория как развивать речь у неговорящих детей, есть платные вебинары и бесплатные ролики на ютубе. Речь с 0 до фразовой речи и другие обучающие курсы. Многое я смотрела и слушала. Многие знакомые логопеды и мамы пользовались и пользуются и добились результатов!

    Вот одно из таких видео https://www.youtube.com/watch?v=Z2y5iWT0jtI

    Ответить
  5. 24.11.2016 в 15:24 natali

    Скопировано.
    У нас ребенок научился имитировать движения. Потом научился

    имитировать звуки. Потом начал спонтанно имитировать звуки (и слова),

    издаваемые другими. С этого и начала появляться речь.

    Мамы, у которых дети не говорят, пожалуйста, задайте себе два

    вопроса:
    1. Понимает ли ваш ребенок обращенную к нему речь? Если ребенок

    совсем не понимает речь, то ему трудно будет научиться говорить, т.к.

    он не понимает, зачем надо произносить какие-то звуки. (Сейчас я бы

    ещё добавила, что несмотря на это надо активно накапливать пассивный

    словарный запас, использовать неречевые формы общения — карточки,

    расписания и т.д. Работа с телом тоже поможет обязательно)
    2. Может ли ваш ребенок имитировать по просьбе? Это, конечно, только

    мой опыт, но у моего ребенка речь стала появляться только после

    появления имитации. Ребенка, который может имитировать по просьбе,

    также легче учить.
    Каждая мама мечтает услышать обращенное к ней слово «мама». Возможно,

    вам придется научить ребенка произносить это слово механически, а

    понимание его смысла придет уже потом, т.е. радость будет не совсем

    полной, но это все равно будет большая радость.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.