StopAutism

Feed Rss

Видеомоделирование

ВИДЕОМОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ АУТИСТА ЧЕРЕЗ ВИДЕО!

Видеомоделирование — это видео уроки собственного производства. Это обучающие видео снятое для особого ребенка: как рисовать, играть, читать, писать, считать, лепить, строить…Так наглядно, понятно и просто, как требуется именно Вашему ребенку. Точно такие же картинки, карточки, раскраски, игрушки, материалы, книжки используется и в жизни, занятиях с ребенком. Эта методика существенно упрощает обучение, так как через видео дети учатся намного охотнее и быстрее!

При Аутизме обучение через наглядность и через видео играет особую роль. Так как часто нарушено слуховое восприятие, то картинки и образы становятся подспорьем для таких детей. Дети с аутичным спектром хуже имитируют и не хотят  взаимодействовать. Видео же дает возможность обучать НЕ КОНТАКТИРУЯ, но в то же время через повторение, имитацию, мамин голос…

К видеомоделированию подтолкнул  меня логопед. Она записывала на видеоролики себя, очень активно артикулируя, она подносила листки бумаги максимально близко к лицу и четко, громко называла то, что было написано (пример по ссылке). Эти же материалы нам выдавали домой. Я была удивлена когда через несколько дней просмотра этих роликов мой сын нашел эти листочки и старательно артикулируя сказал КААААР и птичка АМ и долгое время он играл с этими распечатками.

DSC02503Еще до этого я записывала сыну аудио сказки, стихи и песенки собственным голосом. У нас еще не было понимания речи. И меня ребенок слушать отказывался. А в беспроводных наушниках, вперемешку с Моцартом, наушники стали  лучшим развлечением, отвлечением и наградой. Мы брали наушники в кафе и слушали перед сном. Вскоре сын полюбил мои песенки, стихи и заметно лучше и чаще стал прислушиваться к речи!

Видеоуроки стали настоящей находкой для меня. Я видела как сын тянется к мультикам и как хорошо учится через картинки и видео. У нас была огромная коллекция обучающих мультиков и презентаций по методике Домана и карточек. Но они обогащали только наш словарный запас. И тогда я решилась снять наше первое видеомоделирование. Это были простые сказки вроде «Курочки ряба», купание, кормление игрушек, выкладывание счетными палочками фигур и их счет, рисование и лепка…

Видеомоделирование стало КЛЮЧИКОМ к обучению сына!

Максиму такие видеоролики стали очень полезны. Именно через них мы начали впервые рисовать и строить самолет. Играть с плюшевыми и резиновыми игрушками. Собрали свой первый пазл 20 деталек. Ставлю такие видеоролики в вперемешку с презентациями Домана и короткими мультиками(любимыми, для нас Томас или Маша). Показываю в течении нескольких дней-2 недели. Ребенок начинает повторять, комментирует, играет так как на видео. Не все видеоролики нравятся. Некоторые могу удалить. Некоторые перезаписать с учетом появившихся идей или интересов ребенка.

Важно чтобы материалы и игрушки используемые в ролике были ТОЧНО такие же и предоставлялись ребенку в свободный доступ. Т.е. я покупала 5-6 одинаковых раскрасок. Одну раскрашивала на видео. Остальные предлагала ребенку 1 в день. В дальнейшем раскраска могла быть уже не только про транспорт, но и про овощи например, но из той же серии. Или снимала новое задание, теперь например рисовали красками или пальцами…

Такие видеоролики хороши тем что:
-наглядно
-регулярно!
-разнообразно, снимать можно все что угодно
-используйте любимые игрушки и темы вашего ребенка
-постоянство в речи и действиях!
-понятно ребенку
-настолько часто и нудно и ОДИНАКОВО насколько ребенку потребуется
-мама выкладывается один раз!

1426251500_690_1280Не все дети соглашаются смотреть обучающее видео, но если купить ДВД проигрыватель(на ДВД нет других мультиков, нечего сломать, он устойчив, прост и недорог, мы его всегда брали с собой). Если ставить повыше, включать фоном, включать ЧАСТО, ребенок все равно что то увидит и услышит. Мамин голос который читает сказки или стихи. Как мама рисует и озвучивает и лепит колобок. Что то станет интересно, так как постоянство залог успеха!

Такое видеомоделирование у нас не всегда, а курсами. Когда Максим как бы «скучает». То есть свободное время проводит не так как маме хотелось бы. Тогда я придумываю чему обучить, чему научить и снимаю новые видеоролики!

Имитация чрезвычайно полезный и ЕСТЕСТВЕННЫЙ навык людей. Ему нужно и можно учиться. Чем больше, лучше, быстрее ребенок учится через пример или имитацию тем легче будет его обучение и тем выше шансы на школу! Обучать можно чему угодно и речи и моторике и творчеству. Главное что наглядно, часто и мама записывает видео ОДИН раз! То есть максимально эффективно для ребенка(нет сопротивления тому что обучают), но без трудозатрат мамы (которой сложно повторять одно и тоже, одинаково и изо дня в день, получая минимальную отдачу )

ЧТО МОЖНО СНИМАТЬ:
— как играть с игрушками, мишками, куклами, собаками(купать, кормить, укладывать спать, ходить друг другу в гости, разговаривать, кататься с горки, застолье игрушек и т.д.)
— строить из лего башню или самолет или робота…
— рисовать лицо, солнышко или поезд или тучи или дождик или машину или корабль или лошадку(от интересов ребенка)
— выкладывать цифры и буквы из палочек или мозайки или спичек
— лепить из пластилина(буквы, цифры, фигуры, цветочки, животных, поезд, машинки…)
— разукрашивать фломастером или краской или карандашами или мелками любые раскраски(лучше по интересам ребенка, любит Машу и медведя, купите этот сюжет)
— обводить по трафарету, обводить по точкам, писать прописи, чертить линии и зигзаги…
— читать стихи Барто или сказки на видео(максимально крупные и простые картинки!)
— чистить зубы, одевать носочки, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы…(снимаете как вы это делаете)
— различные сравнения и понятия: больше-меньше, большой- маленький, один-много, прилагательные и глаголы, да и нет…
— как показывать на себе части тела и на игрушке, и у животных
— собирать конструкторы, откручивать шурупы и болтики отверткой, замочки, шнуровки…
— как обрисовывать ладонь или тарелочки или трафарет
— найди пару, собери пазл, собери половинки…
— как складывать самолетик из бумаги или лягушку
— как резать ножничками, как клеить, как рвать бумагу…
— как делать зарядку, как танцевать, как кувыркаться и стоять на голове…
— как высоко подпрыгивать или прыгать в длину или на одной ноге, или в классики или в резиночку…
— где правая, а где левая рука или нога
— как собирать матрешку, как собирать сортер или вклыдиши, пирамидку
— как играть в доктора,  в продавца, в школу…
— как щекотать братика, как делиться, меняться, как жалеть…
— как догонять и гладить кошку, как играть с собакой…
— как заводить игрушку, как управлять вертолетиком или машинкой, как пользоваться компьютерной мышкой
— как заправлять кровать, как выносить мусор, как прибирать игрушки, накрывать на стол, ставить посуду в посудомойку, развешивать белье, пылесосить и подметать…
— как достать ИЗ коробки и кладу ПОД, В, НА, ПЕРЕД, ЗА коробку
— как складываю слова из букв, как наклеивать буквы, как собирать слова из слогов и предложения из слов…
— как натягивать резиночки или собирать бусинки, плести браслетики…
— задавать вопросы ЧТО ЭТО, ГДЕ, ЧТО ДЕЛАЮТ и показывать, отвечать на вопросы, вы можете отрабатывать диалоги с папой или старшим ребенком.
— как кривляться перед зеркалом, как открывать рот при определенных звуках, логопедические упражнения
— печатать на компьютере слова в ворде
— играть на пианино простые мелодии…

Вносите элемент игры в видео. Проявляйте эмоции. Используете любимую похвалу и интонацию. Хвалите себя и ребенка на видео, Говорите красиво, молодец. Радуйтесь завершенному процессу. Используйте те же материалы, слова и интонацию в играх с ребенком.

Почти все можно снять на видео! Главное придумать чему хотите учить и как это лучше заснять. Используя  интересы ребенка, подходящие материалы и особенности вашего ребенка. Будьте регулярны в показах таких видео.

Примеры видеомоделирования:


Если вы снимаете какую то сказку или книгу, старайтесь чтобы картинки были крупные, показывайте пальцем. Снимайте свою мимику и рот. Смотрите именно эту книгу каждый день или перед сном. Мой сын выучил и стал рассказывать выбранные мной сказки достаточно скоро. Повторяя КОНЕЦ закрывая книгу(снимая ролики помните о лишних словах и движениях, они могут быть скопированы!)

Видео лего, мозайки-эксковатора, как собираю пазл из 20 деталек. Как выкладываю счетными палочками цифры и буквы. Все что придет вам в голову. Спичками выложить буквы. Из мозаики цветочек или машину. Построить башню из чего либо. Вложить стаканчики в друг друга и снять на видео, называя цвета…


Творческие занятия. Полезны как с точки зрения моторики, так и развития. В садиках часто дети что то творят и поэтому умение и желание ребенка ХОТЬ ЧТО-ТО слепить или нарисовать или приклеить будет очень кстати. И хотя мой ребенок отставал в моторике и не умел ни раскрашивать ни рисовать вообще. Тем не менее посмотрев видеомоделирование он НАЧАЛ рисовать. Точь в точь пытаясь изобразить и лица и солнышко и кораблик. Он даже пытался писать! Он подолгу стал пытаться рисовать, часто просил краски и что то калякал!



Обучающие видео. Прилагательные, глаголы, картинки, карточки, действия, азбука, счет, количество, предлоги и т.д.

   Видео идей очень много. Примеров тоже. На Ютубе выложено множество моих роликов(не все сохранились). Я надеюсь принцип теперь понятен! У Вас должны быть свои идеи и материалы, так как интересы у детей разные. Используйте сюжеты любимых мультфильмов и их героев. Используйте увлечения своих детей, даже если это мыльные пузыри их можно надувать пистолетом, делать большими, выдувать, лопать, догонять…

Вот еще несколько подсказок и наглядных материалов:

DSC01848 DSC01850  DSC01879 DSC_5890 DSC_5891 DSC_5824
DSC_5820
DSC02823DSC01843

ВАЖНО: когда снимаете такие видео, как можно больше используйте визуальных подсказок. Пишите слова. Рисуйте картинки. Чем нагляднее и понятнее материал тем проще ребенку! Раскраски должны быть с примером, большой сравниваем с маленьким. Используем чтение, картинки и указательный палец. Пазлы, игрушки и сюжеты выбираем исходя из интересов вашего ребенка. Транспорт, поезда, «злые птички», Фиксики или Смешарики. Сейчас можно найти и приобрести все. Покупайте расходный материал(то что нельзя стереть или отклеить) сразу в нескольких экземплярах. Или ламинируйте, делайте ксерокопии.

ИТАК. Видиомоделирование
— это МОДЕЛИРОВАНИЕ правильных игр, новых занятий и обучение через небольшие видео ролики снятые с использованием любимых тем, игрушек и для конкретного ребенка.

 

НАШ ОПЫТ:
Я снимаю на обычный фотоаппарат, держу в руках или кладу куда то. Материалы и идеи беру из окружающей среды или покупаю специально. Перебираю игрушки или карточки и нахожу чему и на чем поучить. Отсняв несколько обучающих видео я создаю новую папочку, в которой  вперемешку ставлю собственные ролики и просто видео(короткие мультики или презентации). Начинаю показывать Максиму 1-2 раза в день. Предоставив ему возможность собирать пазл или рисовать или что то жувать непосредствено перед компьютером(сейчас уже без ДВД обходимся).
Посмотрев дня 2 такие ролики я предлагаю игры, материалы и игрушки использованные в видео. Смотрю что интересно, к чему легла душа у Максима. Подхватываю его интерес. Просматриваю день на 3-4 с ребенком весь урок сама и смотрю что ему интересно что нет, некоторые удаляю или переснимаю. Какие то идеи приходят в голову и я их воплощаю на видео. Ребенок начинает играть разнообразнее и правильнее используя мои видеоуроки и подсказки. Ребенок научился чему то новому, его игры и интересы расширились. Мама довольна!

Я убираю другие мультики из жизни сына, но оставляю несколько коротких и точно интересных ребенку мультиков вперемешку с обучающими. Я не заставляю смотреть, но включаю часто и регулярно. Я не выключаю по просьбу, я не меняю мультик на любимый.  И поэтому часто использую ДВД там нет возможности ребенку нажать пробел или сменить мультик. Либо смотри, либо слушай фоном и делай свои дела. А так как все таки что то интересно в подборке для сына есть, то он смотрит вполне мирно и охотно!

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИДЕОМЕДЕЛИРОВАНИЯ:






Все материалы и чистые листочки и игрушки и карточки необходимо предоставить ребенку в свободный доступ. Видеомоделирование работает, потому что заранее понятна цель. Так как у аутистов не хватает мотивации, они не понимают зачем им что то делать. То видеомоделирование ЗАДАЕТ ЦЕЛЬ! Я давно заметила что с третьего раза, попытки, когда ребенок уже знает что делать. Что требуется сделать. Он делает. И только тогда уходит сопротивление, он старается и ПОЛУЧАЕТСЯ!

DSC_6686Видеомоделирование дает возможность без давления показать, что делать, зачем делать, как делать и что получится в результате. Конечно надо учитывать уровень развития и интересы вашего ребенка. Не обязательно обучение в начале, пусть будет игра. Важен сам факт ИМИТАЦИИ и желания повторить что то. Пусть в первых видео максимально будет то что ребенок и так очень любит.
Например он любит дверки. Купите ребенку стиральную детскую машинку. Возьмите 5 пар детских носочков. Снимите и коротко четко комментируя обыграйте стирку:
— Кладу розовые носки, синие, зеленые, закрываю, крутится, бррррр, стирается. Достаем носочки. Вешаем на прищепки. Найдем пару. Вот два желты, два зеленых. Ах какие молодцы! Сложим опять. Закрыть-открыть…
Через два дня просмотров выдайте этот материал ребенку сначала в свободный доступ, а потом попробуйте повторить(воспроизвести) игру на видео. Важен не сам принцип имитации точь в точь. А именно сама техника ПОВТОРЕНИЯ. Я учусь глядя на других, я делаю как другие. Это основа ОБУЧЕНИЯ!

 ВАЖНО. Используйте в видео лучше новые игрушки и материалы, купленные специально в магазине и подобраные по интересам ребенка. Это усилит эффект и интерес ребенка. Старая матрешка конечно уже под рукой. Но если вы купите новую матрешку из сказки Репка например и обыграете это сюжет, шансы заинтересовать и привлечь ребенка станут выше!

Обычно аутисты не хотят учиться именно потому что им не нравится давление и тяжело дается речь на слух. Видеомоделирование убирает эти преграды. Материал наглядный, подписи и картинки и пошаговая инструкция дается детям намного легче. Мы с сыном пришли к такой терапии интуитивно, просто потому что видео так хорошо работало на нас. И мы были очень не равнодушны к мультфильмам! Мы использовали это в обучении сына и надеюсь наша методика понравится и поможет и другим деткам!

ИНСТРУКЦИЯ: снять для своего ребенка ряд видео: рисование, лепка, моторика, творчество, книжки, игры, логика и речь…Использованный материалы и карточки и раскраски предоставлять ребенку(купить заранее несколько штук). Вместе с ребенком, с теме же материалами, той же интонацией, теме же словами играть и обучать. Получить результат: новые игры и знания. Повторить по мере необходимости!


ВСЕ ЧЕМУ Я ХОТЕЛА НАУЧИТЬ, НО НЕ ХВАТАЛО ВРЕМЕНИ И ПОСТОЯНСТВА — ВЫУЧИЛОСЬ ЧЕРЕЗ ВИДЕО!

Удачного всем видеомоделирования! И видео-обучения!

Читать больше УРОКОВ ДЛЯ АУТИСТА: 

-Применение Тенториум. Правила и дозировки. Наш опыт.

-Методика Доман для аутиста: правила и рекомендации.

-Понимание речи.  Взаимодействие и имитация. Интерес к речи.

-Первые звуки. Как спровоцировать речь, звукоподражание, первые слова.

-Сенсорная интеграция и физическое развитие. Упражнения. Примеры. Личный опыт

-Коллекция развивающих мультфильмов и презентация для аутят, в помощь мамам

-Боремся с истериками, капризами, плохим поведением — практические советы и рекомендации 
-Материалы и идеи для занятий: прописи, картинки, поделки, наглядные и развивающие материалы для игр и обучения особых деток, простые раскраски. Огромная коллекция котроая пополняется!

 


ПОДПИШИТЕСЬ чтобы не пропустить новые статьи и следить за успехами Максима.
Моя коллекция идей для сенсорных и развивающих игр в ПОДАРОК!




Понравилось? Поделитесь в соцсетях!

8 комментариев: Видеомоделирование

  1. 05.07.2016 в 16:02 Аноним

    Как Вы снимаете видео? Чем в это время занят ребенок?

    Ответить
  2. 06.07.2016 в 08:56 natali

    Обычно я снимаю в сончас или вечером когда дети уснут, но могу и просто снимать на кухне пока дети в комнате или если они чем то тихо заняти. Это совсм не принципиально, даже если ребенок будет рядом, снимать можно!

    Ответить
  3. 07.07.2016 в 00:06 Аноним

    Наталия, спасибо! Как просто и как эффективно! Думаю, нам это поможет!

    Ответить
  4. 26.07.2016 в 15:57 Аноним

    Спасибо за идею!!! Мы столько времени проводим у телевизора, карточки Домана поднадоели. Пошла снимать видео)))

    Ответить
  5. 11.11.2016 в 08:51 Аноним

    Наталья, спасибо большое за эту свежую идею! Потому что мои уже иссякли. Это действительно находка для малышей. Давно не заходила на сайт, а тут просто кладезь для процесса обучения! Будем пробовать обязательно, о результатах отпишемся!

    Ответить
  6. 25.04.2017 в 21:06 Аноним

    Огромное спасибо за то, что поделились опытом и идеями!

    Ответить
    • 27.04.2017 в 14:49 natali

      Очень рада помочь и вдохновить и поделиться опытом! Информации много, но чей то опыт очень важен! Делиться полезно и мне тоже, дает силы, мотивацию! Ведение улучшений и то что я пишу обо всем сразу очень помогает и мне. Многое бы я забыла, память многое искажает…А так и полезно и приятно получается. Пишите и Вы, можно и для себя в тетрадке или на блоге, писать это как психотренинг и всегда можно перечитать и понять что теперь ПО-ДРУГОМУ!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.